У ребенка после школы болит голова

У ребенка после школы болит голова

Считается, что у маленьких детей голова не болит. На самом же деле такое мнение сложилось из-за того, что они просто не могут рассказать о своей боли. О причинах детских головных болей мы поговорили с врачом-педиатром клиники «Борис» Константином Елиневским.

У кого болит голова

Головные боли случаются у детей любого возраста. У детей школьного возраста головные боли случаются чаще, чем у детей младшего возраста, и связано это с большой физической и умственной нагрузкой.

Причины головных болей у младенцев

У детей грудного возраста голова болит в связи с процессом адаптации к условиям внешней среды, к новому миру. Черепная коробка ребенка еще нежная, эластичная, поэтому адаптационные процессы могут провоцировать перепады внутричерепного давления. Особенно повышается внутричерепное давление, если у младенца гидроцефальный синдром.

От простого к сложному

Вот основные причины, по которым у ребенка может болеть голова, в порядке возрастания сложности проблемы:

Переутомление. У современных школьников большие нагрузки, поэтому при накоплении усталости и напряжения может болеть голова. Как правило, такие головные боли снимаются отдыхом, прогулками на свежем воздухе, полноценным питанием.

Кислородное голодание. Бывает, когда ребенок долго находится в душном непроветриваемом помещении.

Погрешности питания. Особенно страдают головными болями дети, у которых в рационе присутствуют колбаса или мясные продукты промышленного производства. Там содержатся нитриты, которые являются сосудоактивными веществами, воздействующими на сосуды головного мозга.
Глистные инвазии – аскариды, лямблии и т.д. Продукты жизнедеятельности они выбрасывают в организм, они всасываются в кровь и токсически воздействуют на нервную систему и головной мозг.

Любые виды респираторных вирусных инфекций. Механизм возникновения болей тот же, что и при глистных инвазиях, только вместо глистов токсины выбрасываются вирусами.

Повышение температуры тела при РВИ выше 38 градусов.

Заболевания лор-органов: отиты, синуситы, гаймориты, этмоидиты. При этом головные боли у детей явно выражены.

Мигрень. О наличии этого заболевания нужно задуматься, если у ребенка интенсивные головные боли в лобной части головы, и они плохо снимаются обезболивающими препаратами. При мигрени хорошо помогает сон, отдых, нахождение в темной комнате.

Метеочувствительность.

Гормональные изменения в период полового созревания. Чаще головные боли встречаются у девочек-подростков, и связаны они с наступлением менструального синдрома.

Морфофункциональные диспропорции, когда рост костей и суставов опережает рост сосудов. Это встречается у детей, которые растут скачками. В таком случае сосуды истончаются, и головной мозг и другие органы системы не получают достаточного объема крови.

Аневризмы сосудов. Это нарушения работы сосудистой системы, при котором кровеносные сосуды расширяются и истончаются.

Травмы. К примеру, перенесенное в раннем возрасте незначительное сотрясение мозга при получении недостаточной медицинской помощи через 1,5-2 года может давать о себе знать постоянными головными болями.

Менингиты, энцефалиты, нейроинфекции – заболевания, вызывающие воспаление тканей головного мозга. Как правило, сопровождаются повышением температуры тела, помутнением или полной потерей сознания, тошнотой, рвотой.

Органическая причина: опухоли головного или спинного мозга. К счастью, это встречается довольно редко.

Когда к врачу

Нет такого ребенка, который несколько раз в жизни не пожаловался бы на головные боли. Поэтому, если ситуации с головными болями редкие и боль имеет слабую интенсивность, не стоит беспокоиться и вести ребенка к врачу. Если боли возникают достаточно часто и периодично, это уже повод обратиться к врачу для выявления причины. Педиатр может рекомендовать консультацию невролога. В зависимости от предполагаемой причины невролог может назначить дополнительные исследования: электроэнцефалограмму, реоэнцефалограмму, компьютерную томограмму.

После травм головы желательно некоторое время наблюдаться у нейрохирурга, а уже потом нейрохирург передаст ребенка под наблюдение неврологу.

Если у ребенка на фоне головной боли повышается температура до 39-40 градусов, если она сопровождается тошнотой, неукротимой рвотой, потерей сознания, судорогами, это свидетельствует о каком-то остром состоянии, когда нужно обязательно обратиться к врачу за неотложной помощью.

Как снять боль

Если боль слабоинтенсивная, неярко выраженная, никаких обезболивающих препаратов не нужно. Напоите ребенка теплым сладким чаем, дайте отдохнуть, погуляйте с ним на свежем воздухе. Следует также убрать раздражающие факторы: телевизор, компьютер.

Если боль возникла впервые или ребенок жалуется на головные боли редко и нерегулярно, при этом нет повышения температуры, рвоты, затуманивания сознания, можно дать ребенку парацетамолсодержащий или ибупрофенсодержащий препарат. Но если головная боль после этого не прошла – это повод обратиться к врачу.

К кому обращаться

Как правило, дети до года обследуются педиатром, окулистом, ортопедом и неврологом, даже если у родителей нет никаких претензий. Если же ребенок беспричинно плачет, при этом он сухой, не мерзнет, его больше ничего не раздражает, то нужно показать ребенка неврологу раньше срока. Как правило, рекомендации, как справиться с головными болями, дают педиатр, невролог и окулист. Если у ребенка постарше обнаружены глистные инвазии, то лечение может назначить гастроэнтеролог. Но для начала все равно лучше исключить неврологические проблемы, показавшись педиатру и неврологу.

Самая первая профилактика головных болей – это соблюдение режима нагрузок и отдыха. Нагрузка на нервную систему ребенка должна быть дозированной и чередоваться с хорошим отдыхом, прогулками на свежем воздухе. Если же ребенка постоянно нагружать в школе и на различных кружках и секциях, он не станет от этого ни умнее, ни продуктивнее. Напротив, это в конечном итоге может привести к нарушениям психики и центральной нервной системы.

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Читайте также:  Тейпирование коленного сустава при растяжении боковой связки

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Выпустив фотокамеру Nikon D810, компания Nikon обновила линейку фотокамер Nikon D800 и Nikon D800E. Ее предшественницы были воплощением фотографического совершенства, и казалось, что лучше уже и быть не может, но тем не менее в Nikon D810 был сделан целый ряд улучшений, сделавших камеру недосягаемой для конкурентов, по крайней мере, на ближайшие два, три года.

D810 получила новый мощнейший процессор, новую матрицу, новый экран, выросла скорость серийной сьемки, расширился диапазон рабочих значений ISO. Можно продолжать и дальше, но вряд ли стоит. Посмотрите фотографии, сделанные новой камерой Nikon D810 в галерее, представленной на нашем сайте. Мы так же оставили фото, полученные ранее Nikon D800 и Nikon D800E, так как их качество вне времени и вне конкуренции, но посмотрев на фото, сделанные новой камерой D810, вы увидите, что они стали еще совершеннее, палитра цветов стала богаче и чище, тональные переходы приобрели утонченную пластичность.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

Введение

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Читайте также:  Третий день болит низ живота

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа (рис. 1). Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе. На рис. 2 представлено правильное и не правильное расположение за столом.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 — 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя ели. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  6. Медикаментозное лечение.

Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

Головная боль — это рефлекторный механизм, выполняющий защитную, охранительную функцию, состоящий из структур головного мозга воспринимающих болевые раздражители и структур, анализирующих эти раздражения.

Что головная боль у детей — весьма распространенное явление и прочно занимает среди болезненных состояний второе место после болей в животе. Они сказываются на настроении детей, поведении, работоспособности, учебе и дальнейшей профессиональной ориентации. Жалобы на головные боли у детей появляются в возрасте 4-5 лет, именно к этому возрасту, ребенок обучается дифференцированно воспринимать, локализовать и правильно описывать свои болевые ощущения. Однако это не означает что дети более младшего возраста не испытывают головных болей. В возрасте до 3-х лет о болях можно косвенно судить по поведению ребенка (повышенная возбудимость, беспричинный плач, нарушение сна, гипереактивность и так далее).

Отмечено 2 пика увеличения частоты головной боли после 3-х лет жизни у детей:

1. У детей в 7 лет (он связан со стрессом первого класса);

2. Подростковый в 13-15 лет (период полового созревания).

Своевременная диагностика и лечение эпизодической головной боли в раннем детском возрасте предупреждает её перерастание в хроническую форму у подростков и взрослых.

В нашей стране эпизодические головные боли являются одной из наиболее частых жалоб среди школьников и подростков. Среди детей 3-5 лет распространенность головных болей составляет около 3%, детей 6 лет уже 15%, а среди школьников до 72% и связывают их с увеличением психических нагрузок. Причём 90% всех видов головной боли составляет головная боль напряжения (ГБН) — собирательное понятие.

Этиология и провоцирующие факторы . Из этиологических причин можно выделить две:

1.Органические (черепно-мозговые травмы и травмы позвоночника, менингиты, эпилепсии, онкологические заболевания, офтальмологическая или лор-патология).

2. Функциональные (родовая травма шейного отдела позвоночника, вегето-сосудистые дистонии и т.д.).

Читайте также:  Сыпь во рту у взрослых фото

К провоцирующим факторам относят:

1.психосоциальные (уроки в душном помещении, физическое и умственное перенапряжение, взаимоотношения в семье и школе, длительные спортивные перегрузки без смены направленности, длительный просмотр телевизора).

2.длительное напряжение мышц при антифизиологических позах (неудобный рабочий стол; парта, не соответствующая росту; неудобная поза во время сна).

3. метеорологические условия (перемена погоды, сильный ветер).

4. избыточный или длительный прием анальгетиков (болезненные менструации у девочек).

5.не корригированные нарушения зрения (миопия и т.д.).

6.погрешности в организации режима дня (отсутствует или недостаточно продолжителен и спокоен дневной сон, вынужденное голодание).

Клиника головной боли напряжения, т.к. она наиболее часто встречается и включает в себя наиболее частые причины и механизмы возникновения (мышечный, сосудистый и патология позвоночника). В зависимости от ведущего механизма будут преобладать те, или иные жалобы.

Головная боль напряжения чаще носит диффузный характер. Характер боли ноющий, давящий, сжимающий, чаще она возникает во второй половине дня. Провоцируется переутомлением в школе, стрессами и метеорологическими факторами. Боль продолжается от одного до нескольких часов, часто проходит самостоятельно при смене рода деятельности, после отдыха, короткого сна. Иногда, приступы ГБ сопровождаются потемнением в глазах или однократной рвотой. ГБН чаще локализуется в лобной и лобно-височных, реже в теменных областях (место боли дети показывают ладошкой). Большинство детей с ГБН имеют различные проявления патологии вегетативной нервной системы: потеющие ладошки, приступы сердцебиения, колющие боли в области сердца, боли в животе. Особенности ГБН при патологии позвоночника. Ребенок жалуется на простреливающие головные боли в шейно – затылочной области. Она усиливается при неловких быстрых движениях головы и шеи, кашле и чихании. Больные стараются держать голову в фиксированном положении. Эффекта от применения болеутоляющих средств нет, зато хороший результат дают физиопроцедуры и массажа воротниковой зоны.

Особенности мышечной ГБН

1. Дети жалуются на сдавливающую, ломящую головную боль в течение всего дня.

2.Возникает у детей при длительном эмоциональном напряжении, реже после физической нагрузки.

3. Зависти от положения головы и шеи во время уроков (у детей школьного возраста), иногда усиливается после сна и длительного фиксированного положения головы.

4.Головная боль мышечного напряжения характеризуется постоянством и монотонностью, имеет локализацию в лобно-височной или затылочно-шейной областях. Она обусловлена длительным напряжением мышц мягких покровов головы и спазмом сосудов.

5. Упорные головные боли в связи с мышечным напряжением возникают также после травмы головы и сочетаются с повышенной раздражитель-ностью, утомляемостью.

Особенности ГБН связанной со спазмом позвоночной артерии.

Боли в шейно-затылочной области могут быть обусловлены давлением позвонков или мышц на позвоночную артерию. Боли имеют различную характеристику – от стреляющей до пульсирующей. Нередко боль иррадиирует в половину головы, сопровождается головокружением, шумом в ушах, “простыми” зрительными нарушениями, обморочными состояниями и т.д. Наиболее тяжелой формой дисциркуляторных расстройств может быть острое нарушение мозгового кровообращения – прединсультные состояния.

Особенности ГБН связанной с вегето — сосудистой дистонией (ВСД)

В ряде случаев вегетативные расстройства носят преимущественно симпатическую или парасимпатическую направленность. При преобладании симпатических реакций отмечается бледность и сухость кожи, расширение зрачков, иногда «выпученные» глаза.

Конечности холодные, температура тела неустойчива. Снижена переносимость жары, духоты, шума, яркого света, кофе. Могут возникать мышечная дрожь, сердцебиение, запоры. Масса тела нередко снижена при хорошем аппетите. Нарушен сон. Физическая активность повышена, работоспособность лучше в вечернее время. Способность к запоминанию и сосредоточению понижена.

Для преобладания парасимпатических реакций характерны чувство прилива жара и покраснение кожи; повышенная влажность ладоней и стоп, плохая переносимость холода. Могут наблюдаться головокружение, чувство “неполноты вдоха”, тошнота, периодические боли в верхней части живота, повышенное газообразование, понос. Дети склонны к прибавке массы тела (нередко при сниженном аппетите), апатичны, малоинициативны, боязливы. Повышена сонливость, замедлен переход к активному бодрствованию по утрам. Иногда возникают обморочные состояния, часто наблюдаются у детей аллергические реакции, У детей снижена переносимость умственных и физических нагрузок, на фоне которых и возникает приступ.

1 .УЗИ сосудов шеи и головы (дуплексография) – определяется спазм артерии питающей головной мозг. Этот спазм обусловлен патологией позвоночных артерий (аномалия развития, воздействие на артерию позвонками или мышцами).

2.Рентгенография шейного отдела позвоночника – определяется нестабильность шейного отдела позвоночника и/или признаки остеохондроза.

3.Ядерно-магнитно-резонансная томография – проводится при подозрении на грыжу позвоночного диска (крайне редко в детской практике) или при отсутствии патологии в заключении УЗИ и рентгенографии.

4.При необходимости проводится обследование глазного дна и остроты зрения.

Лечение и профилактика . Лечение ГБН.

1.Лечение эпизодических ГБН – подразумевает профилактические меры: режим дня, полноценный сон, удобные условия работы. Нефармакологические методы лечения — массаж головы и воротниковой зоны, лечебную физкультуру, иглорефлексотерапию, мануальную терапию, сероводородные или морские ванны, физиопроцедуры, психотерапию (с целью повышение социальной адаптации). При головных болях можно посоветовать однократный прием анальгетиков — парацетамол и др.

2.Лечение хронических ГБН — элеутерококк, лимонник (добавлять по утрам в чай). Вообще, чай с лимоном — одно из средств поднятия тонуса жизни ребенка. Полезна в данном случае и аскорбиновая кислота, а также успокаивающие средства (валериана, пустырник, пион). Хронические ГБН помимо стандартного комплекса процедур при эпизодических головных болей практически обязательно предполагает назначение сосудистых препаратов и очень часто – анти-депрессантов. Курс лечения длится не менее 3-4 мес.

Для профилактики требуются разумное чередование труда и отдыха школьника, выбор дополнительных занятий и увлечений, не занимающих времени, отведенного для отдыха. Появление головных болей в подобных случаях говорит о состоянии утомления нервной системы. При этом нет никакой необходимости прибегать к приему болеутоляющих средств, а напротив, весь комплекс лечебных мероприятий должен носить общеукрепляющий характер. Здесь можно использовать занятия лечебной физкультурой на открытом воздухе, водные процедуры (подробнее в статье «О пользе сероводородных ванн»), которые следует начинать с утренних обтираний; массаж и физиопроцедуры, разнообразное витаминизированное питание;

в зимнее время рекомендуется дополнительный прием поливитаминов по 1—2 драже в день.

По статистическим исследованиям частота головных болей у детей (в частности болей напряжения) неуклонно возрастает.

И это понятно, современные психосоциальные условия предъявляют всё более высокие требования к нервной системе детей. Отработанных и применяемых методик чередования смены психических и физических нагрузок в школах в настоящее время нет. Поэтому появление у ребёнка жалоб на головные боли должны иметь соответствующие действия со стороны родителей. В этом случае ребёнок должен быть осмотрен врачом-невропатологом, реабилитологом. При необходимости нужно дообследоваться: окулистом и отоларингологом.

В настоящий момент имеется много схем, техник, методик лечения головной боли.

Степень их эффективности разная. Одни из них целиком медикаментозные, другие полностью отрицают медикаментозную терапию и предлагают решить проблему с помощью альтернативных (остеопатических и физиофункциональных) методов.

Применяются для профилактики разные методы: (физиотерапевтические, рефлексотерапевтические, мануальные, остеопатические, лекарственные) техник и методик лечения очень много.

Нужно вовремя обратиться к врачу и поставить вашему ребенку точный диагноз.

Здоровый ребенок это ваше – спокойствие, радость в семье.

Ссылка на основную публикацию
У ребенка понос и боль в животе чем лечить
Дети до 5 лет часто страдают от диареи, которая может сопровождаться болями в животе. Молодые родители часто в связи с...
У ребенка плохо пахнет изо рта в 2 года
Неприятный запах изо рта – распространенная проблема среди взрослых людей. Неправильное питание, вредные привычки, плохая экология – причин возникновения неприятного...
У ребенка плохо растут волосы 3 года
Волосы – нитевидные роговые кожные образования, покрывающие поверхность головы, состоящие из стержня с омертвевшими и корня с живыми клетками. Растут...
У ребенка понос и урчит в животе
Понос является наиболее распространенной проблемой у детей любого возраста, но чаще она встречается в первые годы жизни малыша. В медицинской...
Adblock detector