У ребенка расстройство поведения и эмоций

У ребенка расстройство поведения и эмоций

Ключевые моменты

Что такое расстройство поведения у детей?

Дети и подростки часто попадают в неприятности и время от времени проявляют раздражительность или агрессивность, особенно в раннем подростковом возрасте. Например, у маленького ребенка может быть истерика, или подросток может говорить или спорить с вами время от времени на повышенных тонах.

Расстройство поведения отличается от типичного поведения в процессе развития, потому что оно происходит чаще и вызывает проблемы в более чем одной ситуации.

Например, такое поведение не только влияет на школьную и семейную жизнь, но и может осложнить дружбу и другие отношения со сверстниками.

Существует два основных типа расстройств поведения: оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения. У вашего ребенка могут быть симптомы одного из этих расстройств, если:

  • у них частые вспышки, часто в неожиданные время (например, не только в момент когда ребенок устал или голоден);
  • им трудно следовать правилам и просьбам;
  • их поведение вызывает много проблем дома и в школе.

Если вы обеспокоены поведением вашего ребенка или подростка, подумайте, отличаются ли частота, продолжительность и интенсивность поведения от того, что можно было бы ожидать для их конкретной стадии развития.

Что вызывает расстройства поведения?

Поведенческие расстройства могут быть вызваны:

  • биологическими факторами;
  • социальными и экологическими факторами;
  • психологическими факторами.

Биологические факторы

Некоторые черты, наблюдаемые в поведенческих расстройствах, могут проявляться в семьях. Дети с поведенческими проблемами в семье, проблемами с обучением, беспокойством, депрессией или биполярным расстройством могут иметь больше шансов столкнуться с поведенческими проблемами.

Социальные и экологические факторы

Дети из семей, которые регулярно испытывают сильный стресс, могут с большей вероятностью проявить признаки расстройства поведения. Некоторые общие семейные стрессоры могут включать в себя:

  • финансовые проблемы;
  • подверженность семейному насилию;
  • распад семьи;
  • суровое или непоследовательное воспитание детей;
  • непоследовательный надзор, например, из-за проблем с психическим здоровьем родителей или различных стилей ухода со стороны каждого из родителей.

Психологические факторы

Дети с поведенческими расстройствами часто имеют другие состояния психического здоровья (см. ниже). То, как ребенок управляет своими эмоциями, уровнем активности и вниманием, может указывать на уязвимость к определенным поведенческим расстройствам.

Насколько распространены нарушения поведения у детей?

Поведенческие расстройства являются частым явлением, встречающимся у 16–24 процентов детей и молодежи, от дошкольников до подростков.

Поведенческие расстройства проявляющие с другими состояниями

Другие состояния, которые часто возникают наряду с поведенческими расстройствами, включают:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • тревожность;
  • депрессия;
  • маниакально депрессивный психоз;
  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Когда обращаться за помощью к детскому психологу?

Поговорите с социальным работником в школе вашего ребенка или подростка о его поведении, если:

  • вы замечаете внезапные или неожиданные изменения в поведении (повышенная раздражительность или агрессия без причин);
  • поведение вашего ребенка более импульсивное, чем ожидалось, в зависимости от стадии его развития;
  • поведение вашего ребенка постоянно мешает им преуспеть в школе или поддерживать позитивные отношения дома и в обществе.

Обратитесь к врачу, если вы хотите запросить направление к специалисту по психическому здоровью, например, к педагогическому психологу.

Каковы основные симптомы поведенческого расстройства?

Симптомы зависят от типа расстройства поведения, которое испытывает ребенок или подросток:

  • оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР);
  • расстройство поведения (РП).

Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства

Поведение, связанное с оппозиционно вызывающем расстройством, ведет к борьбе в школе, дома и в обществе c ребенком или подростком или с людьми, с которыми они взаимодействуют.

ОВР имеет ряд симптомов по следующим трем основным категориям:

  • гнев или раздражительность;
  • аргументативное или вызывающее поведение;
  • недоброжелательность.

Ребенок или подросток с ОВР должен иметь три симптома из этой категории и нацелить их по крайней мере на одного человека, который не является братом или сестрой.

Гнев или раздражительность

Подросток с ОВР может, например:

  • часто выходить из себя;
  • быть часто обидчивым или легко раздражаемым;
  • часто злиться и обижаться.

Аргументативное или вызывающее поведение

Ребенок или подросток с ОВР:

  • часто спорит с авторитетными фигурами, такими как учителя, родители или другие взрослые;
  • отказывается следовать правилам или выполнять просьбы родителей, учителей;
  • часто намеренно раздражают других;
  • часто обвиняет других в своих ошибках или плохом поведении.

Недоброжелательность

Ребенок или подросток с ОВР может демонстрировать злобу, по крайней мере, дважды за последние шесть месяцев.

Например, если дети чувствуют себя преданными или обиженными, их действия могут быть направлены на улучшение самочувствия за счет другого человека, а не на исправление негативных проявлений его поведения.

Признаки расстройства поведения

Расстройство поведения — это паттерн поведенческих и эмоциональных проблем, выходящий за рамки обычного поведения ребенка или подростка.

Ребенок с расстройством поведения обычно не проявляет или почти не заботится о чувствах других. Многие также не понимают или не чувствуют вины за то, как их действия отражаются на других.

Симптомы, связанные с расстройством поведения, делятся на четыре категории:

  • агрессия к людям и животным;
  • нанесение материального ущерба;
  • обман;
  • намеренно нарушают правила.

Агрессия к людям и животным

Человек с расстройством поведения может проявлять агрессию, например:

  • издевательства, угрозы или запугивания других;
  • драться;
  • быть жестоким по отношению к людям или животным;
  • воровать или обманывать взрослых;
  • использовать колющие, режущие предметы и проч. для нанесения серьезного физического вреда;
  • принуждать кого-либо к вступлению в половую связь.

Посягательство на чужое имущество

Кто-то с расстройством поведения может, например, преднамеренно уничтожить или поджечь имущество.

Обман, ложь или воровство

Для ребенка или подростка с расстройством поведения обман, ложь или воровство частое явление. Они могут:

  • обманывать, чтобы получить то, что они хотят или избежать обязательств;
  • кража продуктов в магазинах, денег у родителей.

Преднамеренное нарушающие правил

Когда кто-то имеет расстройство поведения, у него мало уважения к правилам, установленным родителями. В результате для них нет ничего необычного, например:

  • гулять допоздна;
  • ночевать без разрешения у друзей;
  • убегать из дома;
  • пропустить школу.

Как поведенческие расстройства диагностируются

Поведенческие расстройства диагностируются путем тщательной оценки опытным специалистом по психическому здоровью, обычно психиатром или психологом.

Профессионал поговорит с вами, ребенком или подростком, а иногда и школьными учителями вашего ребенка. Доктора будут принимать во внимание историю болезни и семейные обстоятельства, рассматривать все факторы, которые могут повлиять на поведение ребенка, такие как:

  • проблемы с психическим здоровьем;
  • трудности в обучении;
  • семейный стресс-фактор.

Для сбора этой информации может потребоваться несколько приемов психиатра или психолога. Как только они проведут обследование, врачи решат, соответствует ли поведение ребенка критериям диагностики определенного поведенческого расстройства. Они могут диагностировать поведенческое расстройство, если вызывающее поведение вашего ребенка сохраняется после устранения других факторов.

Что может сделать врач вашего ребенка при расстройстве поведения

Врач вашего ребенка может помочь определить, является ли поведение вашего ребенка нормальным для стадии его развития, реагирует ли он на действия других стресс-факторов в своей жизни или его поведение свидетельствует о поведенческом расстройстве.

По просьбе врач вашего ребенка сможет помочь найти наиболее подходящее лечение для ребенка или подростка.

Тщательная диагностика у психиатра поможет получить точный диагноз и соответствующий план лечения ребенка или подростка.

Лечение

Для детей, у которых диагностировано поведенческое расстройство, надлежащее лечение в нужное время может помочь от «перерастания» расстройства и более вероятного проявления плохого поведения в зрелом возрасте.

Зачастую для лечения поведенческих расстройств можно обратиться к педиатру и детскому психологу.

Лечение поведенческих расстройств сосредоточено главным образом на:

  • терапии поведения ребёнка;
  • медикаментозное лечение.

Поведенческая терапия

Существует два основных типа поведенческого лечения: тренинг по воспитанию и психотерапия.

Было доказано, что тренинг по воспитанию ребенка родителями очень хорошо работает для детей с поведенческими расстройствами. Тренинг наиболее эффективен в раннем детстве или в подростковом возрасте, но никогда не поздно изменить то, как вы ведете себя с ребенком или поведением подростка.

Индивидуальная терапия или семейная терапия также могут быть эффективными в лечение поведенческих расстройств. Терапия может помочь изменить отношения в семье, и поддержать родителей и детей или подростков, выясняя причины плохого поведения и рассказывая о способах их решения.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение поведенческих расстройств направлено на терапию основных или сопутствующих расстройств, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессии или тревоги.

При отсутствии лечения поведенческие расстройства могут затруднить адаптацию к обязанностям взрослой жизни, что может привести во взрослой жизни к серьезным трудностям и проблемам, таким как увольнение с работы, поддержание отношений или соблюдение закона.

Как помочь ребенку дома?

Здоровые отношения между родителями и детьми являются отправной точкой для преодоления любых трудностей в поведении. Основные черты здоровых отношений включают в себя следующее:

  • поддержание позитивных воспитательных отношений с ребенком;
  • обеспечение согласованных правил и ожиданий;
  • знать где, как и с кем ваш ребенок любит проводить время.
Читайте также:  Трава адонис лечебные свойства и противопоказания

Важно, чтобы эти черты были прочно установлены, прежде чем предпринимать что-либо для решения любых проблем с поведением.

Что я могу сделать, если мой ребенок продолжает плохо себя вести, когда я предлагаю успокоится и устанавливаю четкие правила?

Если ваш ребенок продолжает демонстрировать признаки возможного поведенческого расстройства, вы можете попробовать несколько стратегий по улучшению поведения, чтобы справиться с ситуацией.

  • Объяснить правила и ожидания. Объясните просто и прямо правила, чтобы ребенок или подросток полностью понимали, что вы от него ждете.
  • Применяйте правила и ожидания последовательно. Дети и подростки являются специалистами в поиске несоответствий. Убедитесь, что все воспитатели и учителя, поддерживающие регулярный контакт с вашим ребенком, придерживаются одного и того же плана.
  • Будьте ясны в отношении ценностей и ожиданий, которые важны для вас. Имейте четкие границы между поведением, на которое вы можете временно «закрывать глаза», и поведением, которое вы не допустите. Например, иногда можно временно игнорировать плохое поведение, если оно не является вредным, опасным или противоречит семейным ценностям.
  • Понять точку зрения вашего ребенка. Часто вы можете решить сложные проблемы, внимательно выслушав мнение вашего ребенка и спокойно поговорив с ним о некоторых правилах и ожиданиях.
  • Хвалите ребенка, когда он ведет себя хорошо. Обратите внимание на момент хорошего поведения и похвалите ребенка. Детям нравиться поощрение, это подчеркнет их успех.
  • Старайтесь избегать борьбы за власть. Вместо того, чтобы вести борьбу за власть, расскажите о последствиях положительного или негативного решения ребенка. Например, вы можете предупредить ребенка, что он не сможет увидеться с друзьями после ужина, если не выполнит домашнее задание.

Если поведение вашего ребенка не улучшается при использовании этих методов в домашних условиях, обратитесь к врачу для обследования ребенка. Врач может направить вас на специализированное лечение, например, на курсы для родителей, или порекомендовать терапию, назначить лекарства для ребенка или подростка.

Гиперкинетические расстройства

Группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Могут присоединяться и некоторые другие нарушения. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.

Исключены:

  • тревожные расстройства (F41.-)
  • расстройства настроения (аффективные) (F30-F39)
  • общие расстройства психологического развития (F84.-)
  • шизофрения (F20.-)

Расстройства поведения

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.

Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.

Исключены:

  • расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
  • общие нарушения развития (F84.-)
  • шизофрения (F20.-)
  • расстройства поведения, связанные с:
    • эмоциональными расстройствами (F92.-)
    • гиперкинетическими расстройствами (F90.1)

Смешанные расстройства поведения и эмоций

Группа расстройств, характеризующихся сочетанием устойчивого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явно выраженной депрессией, тревогой или другими эмоциональными расстройствами. Эти состояния должны соответствовать критериям расстройств поведения в детском возрасте (F91.-), эмоциональных расстройств в детском возрасте (F93.-), невротических расстройств взрослого типа (F40-F48) или расстройств настроения (F30-F39).

Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста

Это скорее преувеличенная выраженность обычных тенденций развития, чем качественная аномальность самих отклонений. Свойственность периоду развития является ключевым диагностическим признаком при дифференциации этих эмоциональных расстройств, обычно начинающихся в детском возрасте, от невротических расстройств (F40-F48).

Исключены: связанные с расстройством поведения (F92.-)

Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов

До некоторой степени разнородная группа расстройств, общей чертой которых являются отклонения в социальном функционировании; эти расстройства возникают в период роста и развития, но в отличии от общих расстройств развития не характеризуются главным образом явно органической социальной неспособностью или дефектностью, охватывающей все сферы деятельности. Во многих случаях в этиологии этих расстройств решающую роль играют серьезные извращения или лишения, связанные с окружающей обстановкой.

Синдромы, преимущественным выражением которых являются некоторые формы тиков. Тик представляет собой непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее ограниченную группу мышц) или голосовой звук, которые внезапно возникают и не служат определенной цели. Тики имеют тенденцию переживаться как непреодолимые, но обычно они могут подавляться на различные промежутки времени. Тики усиливаются при стрессе и исчезают во время сна. Обычные простые двигательные тики включают мигание, судорожное подергивание шеей, пожимание плечами и гримасы лица. Обычные простые голосовые тики включают откашливание, вздохи, фырканье, свист. Обычные сложные двигательные тики включают удары по себе, подпрыгивание, подскакивание на одной ноге. Сложные голосовые тики — повторение специфических слов и иногда использование социально неприемлемых (часто непристойных) слов (копролалия) и повторение своих собственных звуков или слов (палилалия).

Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.

Исключены:

  • приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
  • синдром Клейне-Левина (G47.8)
  • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
  • расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-ый пересмотр.
С изменениями и дополнениями, опубликованными Всемирной организацией здравоохранения в 1996-2019 гг.
Последние изменения в МКБ-10 (по состоянию на 2020 г.) внесены ВОЗ в 2019 г.

Что такое Расстройство поведения у детей —

Расстройство поведения – синдром, который проявляется в устойчивой неспособности контролировать поведение, подстраивая его под принятые в данном обществе нормы и правила. В детской психиатрии эта проблема является самой распространенной, как можно судить по эпидемиологическим исследованиям.

Часто расстройство поведения у детей устойчиво, что негативно сказывается на окружающих людях. Считается, что данный синдром неизлечим. Он проявляется в поведенческих проблемах: открытом неповиновении родителям, учителям, воспитателям; агрессии и антисоциальном поведении. Не всякое непослушание можно приписывать расстройству поведения, это нормальные части развития ребенка, и по мере его взросления такое поведение угасает (при правильном воспитании). Диагноз ставят только, когда такое поведение одновременно устойчивое и чрезмерное.

Расстройство поведения может быть разным по тяжести, его рассматривают через так называемый размеренный подход. До сих пор точно не разрешен вопрос, является ли расстройство поведения психиатрической проблемой.

Что провоцирует / Причины Расстройства поведения у детей:

Влияние биологических родителей, согласно исследованиям, меньше, чем влияние приемных. Среди факторов риска – природная склонность к трудному темпераменту и неблагоприятная окружающая среда. В развитии антисоциальной личности и преступности у взрослых генетические влияния играют большую роль.

Провоцирует расстройство поведения у детей ближайшая окружающая среда и более широкая среда.

Ближайшая окружающая среда

  1. Психическое расстройство отца или матери
  2. Родители-преступники
  3. Воспитание ребенка

На формирование расстройства поведения у ребенка влияют разлады между родителями, враждебность, направленная на малыша, недостаток теплого отношения, внимания и участия. Это может быть как ответом на поведение ребенка, которое не нравится родителям, так и причиной такого поведения. Также имеют роль непоследовательная дисциплина и недостаточный надзор, которые влияют на то, что ребенок не может выучить социальные правила и подчиняться им. Важен также противоположный аспект – слишком суровая дисциплина – когда ребенку не дают права голоса и права выбора, наказывают за малейшие проступки.

  • Образцы взаимодействия родитель-ребенок
Читайте также:  Схема прививок от гепатита б детям

Мелкозернистый анализ Паттерсона (1994 год) выявил, что деструктивное поведение ребенка усугубляется, если оно дает ему возможность получить больше внимания, избежать неприятных требований или чаще поступать по-своему.

  • Сексуальное насилие

Более широкая среда

  • Школьное влияние

Негативно на ребенка влияют, вызывая расстройство поведения, плохо организованные и недружественные коллективы, низкие моральные принципы преподавателей, высокая текучесть кадров.

  • Более широкие социальные влияния

До сих пор точно не выяснено, являются ли перенаселенность, плохое жилье и бедность района факторами причины или маркерами других семейных или социально-экономических переменных. Расстройства поведения у детей и подростков возникают чаще в районах, где они получают почет и славу за воровство, ношение оружие, прогуливание уроков, где котируется насилие, применяемое к более слабым и младшим.

Патогенез (что происходит?) во время Расстройства поведения у детей:

Присущие ребенку механизмы

1. Конституциональные характеристики

В числе предполагаемых – дисбаланс нейротрансмитеров, избыток гормонов (особенно тестостерона) и метаболические изменения, такие как низкий холестерин. Сюда входит невозможность успокоиться после фрустрации – аномальная форма возбуждения. У некоторых детей с расстройством поведения более низкая частота сердечных сокращений и сниженный уровень возбуждения в целом.

Всё же младенцев, темперамент которых классифицирован как «трудный», впоследствии чаще направляют к врачу из-за проблем, связанных с агрессией. У детей с расстройствами неврологического развития, такими как церебральный паралич и эпилепсия, чаще бывают проблемы, связанные с неповиновением и раздражительностью, но риску тяжелого антисоциального поведения они подвержены не больше, чем другие дети.

2. Психологические процессы

Агрессивные дети в частых ситуациях принимают нейтральные слова и действия окружающих за враждебные. Они соответствующего реагируют, из-за чего ребенка в компаниях всё больше сторонятся. Это влечет за собой лишь усугубление негативного восприятия действий окружающих. Социальные навыки находятся на крайне низком уровне. До сих пор мало изучены эмоциональные процессы у детей с расстройством поведения. Но известно, что у них часто низкая самооценка, потому такие дети зачастую печальны.

Симптомы Расстройства поведения у детей:

Симптомы синдрома расстройства поведения у детей меняются по мере взросления. У тех, кто помладше, проявляются признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти признаки крайне редко проявляются у детей, не подверженных расстройству поведения.

Критерии оппозиционно-вызывающего расстройства по DSM-IV

На протяжении полугода должно проявляться минимум 4 признака из ниже описанных:

  1. Ребенок часто спорит со взрослыми
  2. Ребенок часто «выходит из себя»
  3. Ребенок часто переносит вину на другого человека
  4. Ребенок часто обижается
  5. Ребенок часто отказывается подчиняться правилам и выполнять требования взрослых
  6. Ребенок часто выявляет негодование или гнев
  7. Ребенок часто целенаправленно досаждает окружающим
  8. Ребенок часто мстительный или злобный

Критерии расстройства поведения по DSM-IV

На протяжении года у ребенка с расстройством поведения выявляются минимум 3 признака из тех, что указаны ниже:

  1. Уничтожает чужие вещи или любую другую собственность
  2. Угрожает, задирается или запугивает других детей и взрослых
  3. Часто провоцирует драки и потасовки
  4. Проникал в чужие жилища или автомобили
  5. Применял в драках серьезное оружие
  6. Лжет и обманывает других
  7. Проявляет физическую жестокость по отношению к людям
  8. Проявляет физическую жестокость по отношению к животным
  9. Часто не появляется ночью дома, никого не предупредив
  10. Участвует в кражах с применением физической силы
  11. Убегал из дома с ночевкой дважды
  12. Склонял кого-либо к действиям сексуального характера
  13. Часто прогуливает школу, начиная с возраста до 13 лет
  14. Поджигал что-либо, имея цель причинить ущерб другому человеку

Сопутствующие признаки

Психиатрические симптомы:

Комбинация невнимательности, беспокойства, общей чрезмерной активности, импульсивности.

У 1/3 детей с расстройством поведения фиксируют несчастливость, печаль и подобные эмоциональные симптомы. Часто это приводит к депрессии, умышленному нанесению вреда самому себе, попыткам суицида.

Неудачи в учебе

У многих детей с расстройством поведения низкие оценки в школе, низкие оценки их уровня работы. Часто имеются специфические дефициты обучения. Тестирование показало, что у 1/3 детей с расстройством поведения имеется специфическое расстройство чтения. И наоборот – примерно у 1/3 детей со специфическим расстройством чтения обнаруживают расстройство поведения. Обнаружено три причины таких закономерностей:

  • деструктивное поведение может негативно связываться на процессе обучения
  • дети, что неспособны понимать поставленные задачи и участвовать в занятиях, могут стать деструктивными в результате фрустрации.
  • как деструктивность у ребенка, так и проблемы с чтение, могут стать результатом гиперактивности или неподдерживающего недоброжелательного воспитания или других третьих факторов.

Плохие межличностные отношения

Деструктивные дети часто имеют низкую популярность в группах одногодок, часто они не имеют постоянных друзей. Такие дети проявляют плохие социальные навыки – не только с одногодками, но и и со взрослыми людьми. Им трудно стать полноценными участниками игры и принять все её правила. Плохие взаимоотношения со сверстниками указывают на неблагоприятный исход. согласно Международной классификации болезней МКБ-10, расстройство поведения может быть двух типов: социализированный и несоциализированный. Их делят в зависимости от того, есть у ребенка отношения с другими детьми или нет.

Существует небольшой процент детей с расстройством поведения, у которых бывают постоянные друзья, у них присутствуют альтруистические мысли и поступки, они способны ощущать раскаяние и вину, могут заботиться о других детях и взрослых. Таких детей относят к социализированному расстройству поведения, они меньше участвуют в антисоциальных поступках: приеме алкогольных напитков, прогулах, кражах, драках и проч.

Диагностика Расстройства поведения у детей:

При диагностике информацию важно получать из нескольких источников. Поскольку поведенческие проблемы могут возникать только в одной среде – дома или в школе.

Дифференциальный диагноз требует отличать расстройство поведения у детей от таких диагнозов:

  • Расстройство адаптации

Симптомы при данном диагнозе появляются сразу после пережитого ребенком стресса, такого как тяжелая утрата (смерть родственника, например), развод родителей, усыновление/удочерение, жестокое обращение или нанесение тяжелых увечий. Симптомы при этом длятся менее полугода после окончания стрессовой ситуации или ее последствий.

Гиперактивность часто путают с расстройством поведения у ребенка. Гиперактивные дети не проявляют открытого неповиновения, намеренного антисоциального поведения, агрессии по отношению к окружающим людям и предметам.

Небольшие отклонения от принятых в обществе норм – показатели нормального развития ребенка. Просто у воспитателей и родителей могут быть завышенные ожидания по отношению к малышу.

  • Субкультурное отклонение

Некоторые дети и подростки считаются антисоциальными, но не сильно проявляют агрессию, поведение не слишком вызывающе. В субкультурах (например, группках молодых людей, где одобряют курение или ношение оружия) адаптированы хорошо.

Часто данные расстройства проходят с проявлением деструктивного поведения и вспышек гнева.

Оценка

Специалисты детально выясняют тяжесть и частоту вызывающих, агрессивных и антисоциальных поступков приблизительно за 30 последних дней. Также выясняют у родителей о внимании и активности ребенка, а также о его импульсивности. Хотя импульсивность может указывать также на гиперактивность или обычные проблемы с поведением при нормальности ребенка. Собирают данные об эмоциональных симптомах, в особенности таких как печаль и несчастное состояние. Часто печаль может быть обусловлена обстоятельствами, что часто повторяются – такими как недостаточная оценка ребенка матерью, например. Потому до причин можно добраться при интервьюировании ребенка с глазу на глаз.

Следует учитывать чуткость мамы и папы по отношению к настроениям и потребностям ребенка, учитывают ли они их, и насколько учитывают. Также фиксируют эмоциональный настрой родителей и их отношение к ребенку. Также важна оценка от учителей: способен ли ребенок концентрировать ребенок, насколько он усидчив, какие отношения с одноклассниками и другими детьми и пр.

Лечение Расстройства поведения у детей:

1. Направленное на ребенка

— Модификация поведения может быть очень эффективна для изменения одного или двух специфических видов антисоциального поведения, но обычно не распространяется на все поведение.

— Индивидуальные психотерапевтические сеансы

— Тренинг социальных навыков

— Тренинг навыков решения проблем

— Лечение медикаментами, специальная диета

2. Направленное на семью

— Тренинг родителей по управлению (эффективность на высоком уровне)

Исход

У 40% детей с расстройствами поведения проблемы и нарушения взаимоотношений продолжаются и в дальнейшем. У 90% молодых совершеннолетних делинквентов в детстве было расстройство поведения.

Плохой исход прогнозируют, если:

Читайте также:  Тахикардия типа пируэт что это симптомы

— проблемы с поведением имели раннее начало

— проявляется большое количество симптомов

— поведение устойчиво дома, в школе и в других средах

— есть сопутствующая гиперактивность

— у мамы или папы есть психическое расстройство

— в семье есть преступники

— в семье наблюдается сильная враждебность и разлад, который сказывается на ребенке.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство поведения у детей:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства поведения у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Поведенческие расстройства у детей является психической проблемой, которая признается в более и более молодых пациентах. Статистика не оптимистична: проблемы в этой группе можно найти у каждого десятого ребенка и даже у каждого четвертого подростка. Чаще они наблюдаются у мальчиков, чем у девочек.

Рассмотрим, какие виды поведения считаются патологическими, а какие находятся в пределах нормы. Как родители могут помочь своему ребенку.

Причины

На вопрос о причинах расстройств поведения у детей просто нет ответа. Скорее всего подобные проблемы возникают из-за взаимодействия ряда различных неблагоприятных факторов. Гены были в первую очередь приняты во внимание при анализе основных причин их развития.

Оказывается, действительно — наследственный генетический материал может влиять на их возникновение. Такой вывод был сделан на основании наблюдения, что дети, чьи семьи ранее имели поведенческие расстройства, сами имеют повышенный риск их появления.

Риск также возрастает, когда родители ребенка сами страдают от них или от некоторых психологических проблем. Было отмечено, что увеличение риска может включать в себя шизофрения, депрессия или биполярное расстройство, затрагивающие одного из родителей.

Другой возможной причиной могут быть травмы, которые получают дети — здесь, прежде всего, учитываются травмы головы. Взаимосвязь между этой проблемой и повреждениями лобных областей головного мозга, по-видимому, наиболее сильна — они содержат центры, ответственные за, среди прочего, контролем эмоций, и их повреждения могут быть потенциальной причиной поведенческих нарушений.

Итак, повышенный риск развития этой проблемы в основном наблюдается в тех семьях, где существуют самые серьезные нарушения — например, насилие в отношении ребенка или алкоголизм родителя. Также было отмечено, что проблема может быть спровоцирована некоторыми чрезвычайно серьезными, травмирующими событиями, такими как изнасилование.

Характерные симптомы

Прежде всего, у ребенка отмечаются:

  • истерики;
  • частая тенденция вступать в конфликты, как со сверстниками, так и с учителями или родителями;
  • поведение несоответствующее с общепринятой системой норм и ценностей;
  • причинение (преднамеренно) страдания другим людям;
  • мстительность;
  • жестокость по отношению к людям, животным);
  • бегство из дома;
  • преднамеренное уничтожение предметов других людей;
  • приступы агрессии, в том числе склонность к дракам.

Типы поведенческих расстройств

Не все дети с поведенческими проблемами имеют одинаковые проблемы. Из-за этого существуют разные типы:

  • ограниченные семейным окружением (проблемы возникают только дома);
  • с неправильной социализацией (проблемы дома сопровождаются неправильным построением отношений с другими детьми);
  • с правильной социализацией (ребенок проявляет поведенческие расстройства, но хорошо функционирует среди сверстников);
  • оппозиционно-вызывающие расстройства (при которых не обнаружено чрезвычайно агрессивного поведения).

Поведенческие расстройства проявляются по-разному не только в зависимости от их конкретного типа, но и от того, сколько лет ребенку.

У дошкольников и школьников

У маленького ребенка с поведенческими расстройствами могут быть такие проблемы, как укусы, удары ногами или другие формы агрессии по отношению к другим — он вообще не исправляет свое поведение, несмотря на настойчивое требование со стороны взрослых. Дома он может бросать предметы, кричать на родителей или полностью игнорировать их инструкции.

Поведенческие расстройства у школьников также проявляются и в школе. Ребенок может испытывать сильный гнев, когда учитель просит его выполнить задание. Может прервать уроки, внезапно напав на друга или внезапно начать бросать стул, учебники.

У подростков

В этом возрасте нарушения поведения могут быть еще более серьезной проблемой. В их случае побег из дома или возвращение с улицы поздно вечером не редкость, даже несмотря на твердые просьбы родителей не делать этого.

Дети старшего возраста могут прогуливать и даже полностью игнорировать потребность в образовании. Страшно, что подростки могут преднамеренно совершить вандализм — повредить чужую машину или разбить окно на автобусной остановке.

Диагностика расстройств поведения

Она проводится детскими психиатрами. Общение с опекунами ребенка очень важно для распознавания этих проблем — в конце концов, они могут рассказать специалисту о проблемах, которые существуют.

Однако также необходимо провести тщательное психиатрическое обследование с подозрением на нарушение поведения. Этот диагноз нельзя поставить у ребенка с психическим заболеванием или расстройствами, такими как депрессия, шизофрения или биполярное расстройство.

При диагностике важно время, в течение которого встречаются аномалии, описанные ранее. Общепринято, что проблема может быть распознана, если симптомы расстройства поведения сохраняются более 6 месяцев.

Возможные последствия

Расстройства поведения у ребенка являются серьезной проблемой. Покинув школу, он может в конечном итоге получить такое отставание в образовании, что его будет очень трудно наверстать. В свою очередь, совершение актов вандализма может привести к тому, что родителям придется нести расходы.

Если проблему не лечить, она может увеличить риск того, что в будущем ребенок будет бороться с расстройствами личности.

Терапия

При диагностике поведенческих расстройств у ребенка самое важное — предложить ему и его семье соответствующую психотерапию. Терапия может основываться на различных подходах. При выраженных нарушениях, не позволяющих установить контакт, назначаются препараты.

Комплексный подход к устранению подобных расстройств предполагает:

  • Поведенческие методы. Они направлены на устранение нежелательного поведения, выработку полезных навыков.
  • Групповые тренинги. Проводятся после поведенческой терапии и обычно в игровой форме. Помогают социализации ребенка.
  • Медикаментозное лечение. Оно не рекомендуется для детей с нарушениями поведения. Используется скорее только тогда, когда, например, необходимо уменьшить склонность ребенка к агрессивному поведению. В этой ситуации в основном используются антипсихотические препараты (нейролептики).

Кроме того, лечение дополняется семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. В семье важно создать благоприятную обстановку, доброжелательное, уважительное отношение к ребенку, комфортные материально-бытовые условия проживания.

Прогноз поведенческих расстройств благоприятный при оказании своевременной психотерапевтической помощи. Важно понимать, что на терапию может потребоваться не один год, с периодическим врачебным наблюдением. Чаще положительный исход наблюдается при исключении в поведении, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, успеваемости в учебе.

Ссылка на основную публикацию
У ребенка пятна перед глазами
Мушки в глазах - это маленькие точки в поле зрения. Их видно, когда смотришь на яркий объект: белую бумагу или...
У ребенка понос и боль в животе чем лечить
Дети до 5 лет часто страдают от диареи, которая может сопровождаться болями в животе. Молодые родители часто в связи с...
У ребенка понос и урчит в животе
Понос является наиболее распространенной проблемой у детей любого возраста, но чаще она встречается в первые годы жизни малыша. В медицинской...
У ребенка разного размера зрачки в 4 месяца
Зрачок человека – это особая структура глаза, которая сформирована роговицей и мышцами глазного яблока. По сути, это просто отверстие в...
Adblock detector