У ребенка стереотипные движения

У ребенка стереотипные движения

Прокомментировать самые распространённые заблуждения вокруг этого заболевания мы по­просили нашего эксперта, врача-невролога, кандидата медицинских наук Игоря Воронова.

Миф №1. Социопатия – главный признак аутизма

На самом деле. Ограниченность взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми – один из ведущих, но далеко не единственный признак этого расстройства. У аутизма достаточно широкий спектр проявлений, при котором у ребёнка могут наблюдаться и двигательная гиперактивность, и агрессивность.

У детей с расстройством аутистического спектра нередко отмечаются стереотипные движения, узость интересов, отставание речевого развития. Однако далеко не всякое нарушение социального взаимодействия, поведения и отставание речевого развития является аутизмом. Нередко этот «модный» сегодня диагноз ставят совершенно неоправданно.

Миф №2. Развитие аутизма может вызвать вакцинация

На самом деле. Пытаясь найти причину подобного расстройства у ребёнка, некоторые родители нередко ищут внешние причины. Например, что это расстройство появилось у ребёнка после вакцинации. Что, конечно, совершенно не соответствует действительности. Согласно многочисленным исследованиям, подобные нарушения, которые имеют генетические предпосылки, формируются в головном мозге ребёнка ещё до его рождения. Так, риск возникновения аутистического расстройства может наблюдаться у детей, матери которых на раннем сроке беременности перенесли стрессовые ситуации, а по данным канадских учёных, риск аутизма возрастает на 87%, если во время беременности будущая мать принимала антидепрессанты. К подобному развитию событий может также привести приём противоастматических препаратов и даже чрезмерное употребление во время беременности фолиевой кислоты и витамина В12.

В последнее время заговорили и о вкладе в развитие расстройств аутистического спектра неблагоприятной экологической обстановки. Однако чаще всего истинные причины аутизма в конкретном случае бывает очень сложно выявить.

Миф №3. Аутизм можно выявить только в 2–3 года

На самом деле. Действительно, диагноз раннего детского аутизма выставляют не раньше чем в 2–3 года. Однако странности в поведении таких детей можно заметить гораздо раньше – в возрасте 6–8 месяцев. О наличии подобного расстройства может свидетельствовать повышенная чувствительность младенца к звукам, тактильному контакту, свету.

После года, а иногда и раньше у такого ребёнка могут отмечаться стереотипные движения, избирательная реакция на цвета, запахи, пищу, на членов семьи (например, хорошая реакция и контакт с мамой и игнорирование отца). Если вы заподозрили неладное, обратитесь к детскому неврологу.

Миф №4. Ребёнка с аутизмом нужно ограждать от излишнего общения

На самом деле. Наоборот! Такому ребёнку нужна как можно более ранняя социализация начиная с рождения. И здесь, конечно, незаменима роль родителей, которые постоянно должны с таким малышом разговаривать (доброжелательно, медленно и негромко), постепенно приучать его к чужим людям, к новой еде, к новому маршруту, распорядку жизни. Если же ребёнок с аутизмом мало общается с разными детьми и взрослыми, его расстройство только усилится.

Миф №5. Аутизм лечится только таблетками

На самом деле. Специфического медикаментозного лечения аутизма нет. Нет ни золотой, ни серебряной таблетки, которая бы лечила данное нарушение. Если же какой-то препарат помог ребёнку с аутизмом, это совершенно не значит, что в лечении другого ребёнка он даст такой же положительный эффект.

Прежде всего такие дети нуждаются в проведении специальных занятий с логопедами-дефектологами, нейропсихологами, социальными психологами и другими специалистами дефектологической направленности. В последнее время для улучшения социальных навыков успешно используют методику виртуальных тренировок (в виде компьютерной игры), АВА-терапию, помогающую больному ребёнку адаптироваться к окружащей среде. В России успешно работают различные коррекционные центры, лекотеки, в которых занимаются с такими детьми.

Стереотипиями принято называть любые эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков. Альтернативный термин для обозначения стереотипий – самостимуляция или стимминг, стимы (производная от английских слов stimulation, to stimulate – стимуляция, стимулировать).

Те или иные проявления стереотипного поведения свойственны людям любого возраста и психоэмоционального склада. К ним относятся такие привычки, как частое бессознательное облизывание губ, почесывание носа, ритмичный стук по столу пальцами или карандашом, качание ногой, наматывание на палец пряди волос и многое другое. Симптомы детского аутизма проявляются не только в виде стереотепиии, но именно этот признак является максимально наглядным на первых стадиях.

Стереотипия при аутизме характеризуется патологическим усилением такого повторяющегося поведения до такой степени, что оно становится социально неприемлемым и/или начинает вызывать серьезные трудности в быту, общении, обучении, трудовой деятельности и т. д. Именно этим прежде всего и отличается стереотипия у аутистов (аутистическая стереопатия) от «легкого» стереотипного поведения нейротипичных людей.

Виды стереотипии

Чтобы повторяющееся поведение было отнесено именно к стереотипии, оно должно иметь следующие особенности:

  • быть очень многократно и часто повторяющимся;
  • не выполнять никаких полезных функций социального масштаба (например, оно не может пригодиться при общении с другими людьми). Здесь следует отметить, что при этом стереотипии все же выполняют некоторые функции, необходимые самому ребенку – о них мы расскажем далее.

Основные функции, выполняемые аутистической стереопатией – это коммуникация, саморегуляция и самостимуляция. Однако в тех случаях, когда повторяющиеся действия заметно мешают социальной адаптации либо могут причинить вред самому ребенку, обычно рекомендуется обращение к специалисту для коррекции нежелательного поведения.

Стереотипное поведение иногда наблюдается у аутичных детей уже в младенческом возрасте. Стереотипия у грудничков проявляется в виде однообразных поворотов головы и раскачиваний в кроватке, ритмичных сгибаний и разгибаний пальцев и кистей рук и т. д. Дети до года, уже умеющие стоять, могут подолгу кружиться вокруг своей оси или раскачиваться на игрушечной лошадке. Ребенок 3 лет и старше может демонстрировать более широкий спектр различных стереотипий. Рассмотрим их основные подвиды, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра.

Двигательная

К двигательным стереотипическим проявлениям относится повторение одних и тех же движений тела:

  • прыжков на месте;
  • бега или ходьбы по замкнутой линии – например, по кругу или по периметру помещения;
  • «маятниковых» раскачиваний головы или всего туловища;
  • хлопков и потряхиваний кистями рук и т. д.

Также к категории двигательных относят и оральные динамические стимы – повторение одних и тех же движений губ, языка (например, постоянно повторяющееся складывание губ в трубочку).

Одной из наиболее нежелательных двигательных стереотипий является привычка постоянно теребить кисти рук, поскольку дети часто расцарапывают их ногтями до крови, нанося себе долго не заживающие раны.

В психологии и психиатрии двигательные стереотипы также рассматривают как признак обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), для которого свойственны навязчивые действия. Однако при наличии диагностированного аутизма не рекомендуется использование препаратов, корректирующих ОКР.

Двигательно-сенсорная

Двигательно-сенсорные или сенсорно-моторные стереотипии связаны с осязательной и чувственной (сенсорной) способностями и могут выражаться в повторении следующих действий:

  • ритмичное постукивание по разным поверхностям различными предметами, пальцами или всей ладонью;
  • постоянное ощупывание поверхностей;
  • кружение вокруг своей оси;
  • прищуривание глаз, особенно при взгляде на любой источник света;
  • рассматривание предметов сквозь пальцы;
  • надавливание пальцами или ладонями на глаза.

Также к этой категории относится и навязчивая привычка перебирать пальцами у лица, в области глаз.

Эмоционально-аффективная

Стереотипические проявления эмоционально-аффективного характера выражаются в повторении каких-либо действий, способных вызвать аффективную (ярко выраженную, интенсивную) эмоциональную реакцию других людей – например, родителей, а иногда и самого ребенка.

Такая стереотипия у детей-аутистов может проявляться разными способами, в том числе и в виде патологической небрезгливости в еде. Ребенок может взять и съесть что-нибудь с пола или из мусорного ведра, нарочно вызывая гнев родителя.

Речевая

Речевые стимы представляют собой бессмысленное повторение отдельных звуков, слов или целых фраз. В некоторых случаях речь идет об эхолалии – повторении услышанного. Например, задав ребенку какой-либо вопрос, можно получить в ответ только точное повторение этого вопроса или его части.

Действия с предметами

Стереотипии этого рода выражаются в повторяющемся взаимодействии с определенными частями предметов или даже нефункциональными элементами игрушек. Например, ребенок может несколько часов подряд переливать воду или пересыпать песок из одного ведерка в другое, откручивать и прикручивать обратно колеса игрушечной машинки, постоянно наклонять куклу, чтобы у нее открывались и закрывались глаза и т. д.

Стереотипическую природу имеют и некоторые характерные для аутистов нефункциональные привычки и ритуализации – желание гулять всегда одним и тем же маршрутом, одеваться в одну и ту же одежду, есть одни и те же продукты, держать дверь комнаты всегда открытой (закрытой) и т. д. К этой категории относится и активная заинтересованность в какой-либо четко ограниченной сфере – например, выбор компьютерных игр и книг исключительно на одну и ту же тему.

Причины возникновения стереотипии

Присутствие стереотипии у детей с аутизмом рассматривается специалистами как проявление потребности ощущения себя в окружающем пространстве. То есть стереотипными действиями ребенок неосознанно пытается добиться каких-то конкретных целей, зачастую неочевидных для посторонних людей. Иногда эти цели могут быть самыми простыми, такими как утоление голода или жажды, а иногда представлять собой желания более высокого порядка – например, необходимость почувствовать себя в безопасности, справиться с тревогой.

Двигательно-сенсорные стимы часто указывают на желание малыша почувствовать осязаемую «обратную связь» как от отдельных объектов, так и от самого себя, собственного тела. В свою очередь, речевые стереотипии могут быть связаны с желанием поддержать общение, не имея для этого других доступных средств (в т. ч. при проблемах развития речи у ребенка). Но, поскольку эти попытки выражаются крайне примитивными способами, со стороны они могут казаться опасными, пугая и раздражая окружающих.

Использование стереотипических повторений помогает аутисту восстанавливать свой психоэмоциональный баланс, успокаивать себя, приводить в порядок свой необычный внутренний мир. Глазной контакт при аутизме у детей может отсутствовать.

На сегодняшний день причинами возникновения стереотипий у людей с расстройствами аутистического спектра принято считать такие факторы, как:

Чрезмерная стимуляция

Стереотипии становятся своеобразным ответом на избыток внешних раздражителей, помогая аутичному ребенку «заглушить» поток лишней сенсорной информации извне, чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок.

Читайте также:  Струп после ожога фото

Недостаточная стимуляция

В этом случае аутистическая стереотипия возникает из-за дефицита сенсорной информации у гипочувствительных детей. При помощи стереотипического поведения ребенок «добывает» дополнительные стимулирующие ощущения, даже если это боль от многократного ударения головой о твердую поверхность или вспышка гнева матери, направленная на ребенка. Как правило, справиться с этим помогает метод сенсорной интергации.

Уменьшение боли

Существует теория, что в процессе стереотипного повторения аутистами определенных действий, в их организме высвобождаются бета-эндорфины, действующие как обезболивающее или даже способные вызывать удовольствие. Таким образом, даже повторяющееся битье себя по голове или телу может быть направлено на уменьшение какой-либо другой физической боли.

Управление эмоциями

Вызывать «обострения» стереотипного поведения у аутичных детей способны как негативные, так и позитивные эмоции. Но, например, если ребенок может выражать радость повторяющимися прыжками на месте или тряской ладонями, то реакция на нечто разозлившее его может выразиться в усилении стереотипии до разрушительных проявлений, опасных для самого ребенка и окружающих.

Саморегуляция

Саморегуляционные стереотипии возникают из уже упоминавшейся выше необходимости у ребенка успокоиться, почувствовать себя в безопасности (по аналогии с тем, как многие груднички сосут большой палец, засыпая). Так, некоторые аутисты могут прикрывать ладонями уши, чтобы отгородиться от раздражающих звуков в периоды не только бодрствования, но и сна.

Как уменьшить стереотипию у детей-аутистов

Аутистическая стереотипия часто затрудняет и без того непростой процесс обучения и к тому же мешает общению, негативно влияя на социальное взаимодействие малыша. Поэтому ни в коем случае нельзя позволять аутичному ребенку «стимить» постоянно – это может привести к его полному отгораживанию от реальности, сопровождаемому такими проблемами, как:

  • ограничение способности адаптироваться к условиям жизни, возникновение социальной и бытовой дезадаптации;
  • затормаживание общего процесса развития.

При этом жестко пресекать стереотипическое поведение нельзя, ведь оно так или иначе необходимо для личного комфорта малыша. Таким образом остается единственный выход – уменьшать проявления стереотипии, особенно если они мешают обучению и/или наносят физический вред.

Чтобы сократить время, которое аутист уделяет стереотипиям, параллельно развивая его коммуникативные навыки, примите следующие меры:

  1. прохождение полного медосмотра. Обследование позволит исключить или подтвердить и вылечить физические нарушения, на которые ребенок «жалуется» посредством стимминга;
  2. создание комфортной сенсорной и психоэмоциональной атмосферы дома. Домашний уют и спокойствие снижают потребность в стереотипичном самоуспокоении малыша;
  3. создание условий для занятий спортом и физических нагрузок. Даже оборудовав дома небольшой спортивный уголок, можно значительно сократить симптомы аутистической стереопатии, поскольку при физнагрузках, как и при стереотипиях, в организме ребенка высвобождаются бета-эндорфины, необходимые для поддержания психоэмоционального баланса;
  4. проведение положительных ассоциаций между стереотипным поведением и социальным взаимодействием. Например, можно разрешать ребенку «постимить» в качестве поощрения за какую-либо совместную работу или игру. То есть, если после эпизода социального общения будет выделяться определенное время для стереотипии, малыш будет мотивирован общаться почаще, а стереотипическое поведение постепенно уменьшится.

Также психологи советуют продолжать активное общение с ребенком даже в случае возникновения у него стереотипий. По мнению доктора Д. Макдональда, аутичные люди воспринимают реальность через призму ощущений и действий, тогда как нейротипичные – с помощью мыслей и языка. Осознание этого отличия делает стимминг более осмысленным. Д. Макдональд советует не пресекать стереотипии малыша, а вовлекать его в совместную деятельность, которая со временем войдет у ребенка в привычку, что уменьшит стереотипические проявления.

Кроме того, эффективно справиться со стереотипией помогает присоединение к ней, когда взрослый имитирует повторяющееся поведение ребенка, чтобы установить с ним контакт. Например, если малыш раскачивается или делает повторяющиеся жесты руками – начните делать это вместе с ним, постепенно добавляя к этому взаимодействию новые элементы, включая функциональные жесты, при помощи которых ребенок смог бы попросить о чем-нибудь или показать, что у него болит. Суть этой методики состоит в предложении малышу опыта, вызывающего ощущения, аналогичные стереотипии, но при этом такой опыт будет более полезным.

Как лечить стереотипию у детей с аутизмом

Для выбора наиболее эффективной схемы лечения необходимо обратиться к специалисту (детский психолог, дефектолог, невропатолог). Лечить стереотипическое поведение следует комплексно, используя психологическую и педагогическую коррекцию – только таким образом можно привить малышу необходимые навыки самоконтроля и полноценной коммуникации с другими людьми.

В некоторых случаях, особенно если аутистическая стереопатия сильно затрудняет повседневную активность и обучение, может быть назначен и прием медикаментов (седативные препараты, ноотропы, а иногда и нейролептики или антидепрессанты).

В любом случае, необходимо уделять ребенку максимум внимания и стараться выявить причины, по которым возникает стереотипическое поведение, ведь бороться с проблемой гораздо легче, зная «врага в лицо».

Аутизм – нарушение работы мозга, причины которой могут быть генетическими, механическими (повреждения мозга) или же иными, — дает о себе знать, как правило, в раннем детском возрасте.

Однако бывает и так, что аутизм у взрослых развивается в зрелом возрасте, и окружающие не успевают вовремя понять, что происходит и оказать необходимую помощь. Признаки развития аутизма у взрослых нередко путают с сезонной депрессией, просто плохим настроением, вследствие внешних проблем и так далее. Как правило, у взрослых людей развивается атипичный аутизм.

Признаки развития аутизма у взрослых:

  • Человек замыкается в себе, перестает откровенно беседовать с близкими.
  • Человек начинает уклоняться от общения, старается пройти мимо знакомых, не поздоровавшись, не поддерживает общие беседы.
  • Человек избегает контакта «глаза в глаза», его мимика становится беднее, как будто «цепенеет».
  • Человек становится пассивным или наоборот – слишком раздражительным.
  • Человек забрасывает свои увлечения, интерес к жизни у него падает.
  • Человек игнорирует события и перемены в собственной жизни, в жизни близких.
  • У человека исчезает чувство долга, он становится забывчивым и рассеянным. Причем, чувства вины за невыполненные обещания он не испытывает.
  • Человек теряет чувство реального времени.
  • Человек перестает стремиться к проведению совместного досуга с близкими, к проведению свободного времени в местах большого скопления людей.
  • Человеку начинают быть свойственны стереотипные движения, повторения фраз, зачастую заимствованных из фильмов, песен, может быть СМИ.
  • Человек начинает всеми способами уклоняться от вербального общения, бояться его.

Даже один или несколько из вышеупомянутых признаков могут свидетельствовать о развитии у взрослого человека аутизма или расстройств аутичного спектра. Такому человеку необходима срочная помощь психиатра и невролога.

Аутизм у взрослых мешает полноценной социальной жизни, заставляет человека уклоняться от каких-либо контактов, и даже если у такого человека не наблюдается отклонения умственных способностей, тем не менее, ему очень трудно вести самостоятельную жизнь.

Такие простые и понятные для каждого вещи, как поиск работы, поход за покупками, завязывание знакомства с привлекательным представителем противоположного пола и так далее, для аутиста могут стать серьезным испытанием и даже настоящей пыткой.

Аутизм у взрослых, равно как и расстройства аутичного спектра, встречается чаще, чем возможно предположить. Согласно данным, полученным британскими учеными в ходе масштабных исследований, каждый сотый взрослый человек страдает аутизмом.

Аутизм у взрослых встречается чаще у мужчин, чем у женщин. Нередко интеллект взрослых аутистов очень высок, они добиваются больших успехов в карьере, делают научные открытия и так далее, но проблемы в общении при этом остаются.

Также вышеупомянутые и прочие исследования показывают, что при аутизме у взрослых только около 33% способны в повседневной жизни полностью или частично обходиться без посторонней помощи, жить и работать самостоятельно. Тяжелые формы аутизма у взрослых приводят к тому, что человек перестает владеть речью. Такие люди находятся на низком интеллектуальном уровне.

Представление про аутизм у взрослых можно получить после просмотра фильма «Человек дождя», в котором главную роль сыграл Дастин Хоффман. Этот фильм в 1989 году был признан лучшим фильмом года и получил наивысшую награду, а сам Дастин Хоффман в номинации Лучшая мужская роль был награжден Оскаром, за роль взрослого мужчины, страдающего аутизмом.

Классификация аутизма у взрослых:

Согласно психологической классификации аутизма у взрослых, их разделяют на пять групп

  • Первая группа – пациенты, не взаимодействующие с окружающим миром. Они практически неизлечимы.
  • Вторая группа – люди замкнутые в себе, проявляющие тягу к общению исключительно по собственной инициативе. Они могут часами заниматься любимым делом, и не испытывать желания есть, спать или отдыхать.
  • Третья группа — люди, которые не принимают взгляды и нормы общества.
  • Четвертая группа — несамостоятельные взрослые больные аутизмом, для которых характерно обижаться и не уметь противостоять проблемам. Таких людей тяжело отличить от здоровых людей. Это может сделать только психиатр.
  • Пятая группа – к ней относятся взрослые, страдающие аутизмом, с уровнем интеллекта выше среднего. Такие люди становятся талантливыми математиками, программистами, писателями. В США было установлено, что из-за генетических нарушений у аутистов появляются так называемые «гены гениальности».

К сожалению, общество не всегда принимает взрослых с аутизмом. Их часто называют «чудаками», чураются, а в худшем случае – смеются над ними и унижают больных людей. Нередко от взрослых, у которых развился аутизм, отворачиваются их родственники и друзья, а одиночество при аутизме у взрослых только усугубляет состояние больного.

Среди взрослых с аутизмом есть и знаменитости. К примеру, у Вуди Аллена есть признаки аутизма, у известного художника Винсента ван Гога они также присутствовали.

Аутизм нельзя вылечить полностью, но можно значительно улучшить состояние взрослого человека, страдающего аутизмом. Для этого ему нужно изучить правила поведения, некоторые действия, приучиться к самостоятельности — все это важно для выживания взрослого, страдающего аутизмом. Главное быстрее начать коррекцию поведения, тогда процесс будет проходить легче и можно будет быстрее добиться результатов.

Читайте также:  У грудничка трещина на попе

Особенности проявления аутизма у взрослых людей

Аутизм – одно из психических заболеваний, которое возникает развивается в результате нарушений в работе головного мозга. Зачастую характер таких нарушений обуславливает длительное течение это заболевания. По этой причине, аутизм первые признаки которого заметны уже в детстве, тянется на протяжении всей жизни и пациентам приходится мирится с аутическими расстройствами не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии. У взрослого аутиста наблюдаются все те же затруднения во взаимодействии с окружающими, отсутствие эмоций, шаблонность мышления, узость интересов и другие первичные и вторичные симптомы.

У взрослых, так же как и у детей существуют различные формы аутизма, объединенные в общую группу расстройств аутического спектра. От степени сложности недуга зависит его симптоматика, характер терапии и степень социализации взрослого-аутиста. Определяющими признаками аутизма является так называемая триада:

  • проблемы с социальным взаимодействием
  • нарушение коммуникативных навыков
  • узкий круг интересов личности и ритуальность поведения.

Характерной чертой взрослого аутиста, которая выделяет его среди остальных, является замкнутость. Независимо от формы заболевания взрослый человек с расстройством поведения аутического спектра очень трудно налаживает социальные контакты и на протяжении всей жизни находится в стороне от обществ.Следует отличать первичный аутизм от вторичного, или «аутизма поневоле». Нередко люди с патологиями речевого или слухового аппарата, врожденным слобоумием и другими недугами оказываются отвергнуты обществом. Они замыкаются в себе, оказываясь вне социума. Принципиальное отличие «аутистов поневоле» в том, что они испытывают острый дискомфорт из-за своего конфликта с окружающими, врожденным аутистам контакт с другими не интересен. Эти люди по своей природе не могут включиться в социум, обычное общение для них – раздражитель.

Другой характерный симптом аутизманарушение коммуникативных навыков, является следствием замкнутости поведения. Обычно дети-аутисты начинают говорить позже своих сверстников. Причиной тому не столько физические отклонения, сколько отсутствие самого мотива для коммуникации. Такой ребёнок просто не хочет разговаривать. Со временем большинство людей осваивают «ненужный» речевой навык. Однако эта ситуация оставляет свой отпечаток и во взрослой жизни. Речь взрослого аутиста отличается от речи здоровых людей своей скудностью и неразвитостью.

Третий важнейший симптом — постоянство внутреннего мира аутиста. Взрослые аутисты испытывают острую потребность в постоянстве, в некоторых случаях это может напоминать ритуальность. Это может проявляться в четком соблюдении установленного распорядка дня, гастрономических привычках, систематизации личных вещей. Любое нарушение привычного уклада жизни вызывает волнение, приступы паники или агрессии.

В целом характер взрослого аутиста можно охарактеризовать как замкнутый, изолированный, изобилующий постоянством. Из-за недопустимости любых перемен в сложившемся жизненном укладе, у аутистов очень узкий круг собственных интересов. Методичное повторение одного и того же нередко позволяет им довести любимый навык до совершенства. Это обуславливает сложившееся мнение, что аутизм характерен для гениев. На самом деле настоящие гении из аутистов получаются редко. Более того, очень часто аутизм сопровождается умственной отсталостью и поведенческими отклонениями. В таком случае ведущим навыком взрослого-аутиста станет не виртуозная игра в шахматы, а собирание пирамиды из детских кубиков.

Аутизм сам по себе является общим понятием. В современной медицине общий аутизм разделили на несколько направлений:

  • собственно аутизм (синдром Каннера)
  • синдром Аспергера (облегченная форма аутизма)
  • синдром Ретта (женское психоневрологическое заболевание)
  • атипичный (комбинированный) аутизм

Наиболее сложная форма аутизма – это синдром Каннера, или собственно аутизм. У людей с синдромом Каннера наблюдается весь спектр симптомов аутизма. Такой человек абсолютно асоциален, речевые навыки слабые или вообще отсутствуют из-за атрофии речевого аппарата. Важнейшие нервные структуры не развиты, интеллект находится на уровне средней или тяжелой умственной отсталости. Самостоятельная жизнь такого человека невозможна. Человек с синдромом Каннера должен находиться под постоянным присмотром, в особо тяжелых случаях требуется изоляция в специализированное медицинское учреждение.

Синдром, описанный выдающимся психиатром Гансом Аспергером, является более мягкой формой заболевания. Несмотря на ощутимые проблемы в общении и социализации, такие люди свободно владеют речевыми и когнитивными способностями. Они могут быть замкнутыми, странными, несколько неуклюжими, но вполне самостоятельными. Люди с синдромом Аспергера зачастую работают и становятся полноценными членами общества.

Синдром Ретта является хроническим заболеванием, передающимся только по женской линии. Недуг проявляется не ранее 1 года, после чего пациент начинает стремительно регрессировать. Терапия помогает незначительно улучшить общую картину. Взрослых женщин, страдающих от синдрома Ретта, немного. Обычно заболевание заканчивается летальным исходом до 25–30 лет.

Когда идентифицировать конкретную форму аутизма невозможно, говорят об атипичном аутизме, что представляет из себя комбинированный набор различных симптомов.

Из всех перечисленных форм аутизма, чаще всего встречаются синдром Аспергера и атипичный аутизм.

Несмотря на то, что аутизм детально изучается с первых десятилетий ХХ века, его причины ещё не разгаданы. На сегодняшней день одной из основных считают теорию генной мутации. Ученым удалось определить некоторые гены, что влияют на развитие аутизма, однако выяснить, как и почему происходит мутация, не вышло.

Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте, как только заболевание диагностировано. При этом лечение сводится к реабилитационным мероприятиям. Только в этом случае у маленького аутиста есть шанс вырасти в более или менее самостоятельного взрослого человека. Первостепенную роль играет терапия (поведенческая, логопедическая). Регулярное посещение психотерапевта рекомендуется и взрослым аутистам, которым удалось адаптироваться в обществе. Зачастую больным прописывают медикаменты (психотропные и противосудорожные вещества). Это могут быть антидепрессанты, антипсихотики, различные стимуляторы. Они помогают стабилизировать состояние больного, облегчить симптомы, но само психологическое расстройство не искореняют, и оно сопровождает аутиста в течении всей его жизни.

ПРОФИЛАКТИКА АУТИЗМА

Каких-то строго определенных правил для профилактики аутизма не существует, но есть некоторые рекомендации специалистов, используя которые, родители могут избежать появления этого заболевания у ребенка. Беременным женщинам и кормящим мамам необходимо очень строго следить за своим питанием и стараться избегать продуктов, которые содержат ГМО. Также это относится и к искусственным молочным смесям.

Организм у некоторых детей не может перерабатывать глютен, так как он может спровоцировать появление депрессивных состояний. И продукты с таким компонентом противопоказаны ребенку с аутизмом.

Стоит также внимательно отнестись к прививкам, которые делают ребенку, так как в состав современных прививок входят соединения тяжелых металлов в роли консерванта. Детский организм иногда не справляется с вакциной, и может произойти отравление ртутью. Признаки отравления аналогичны с основными проявлениями аутизма у ребенка.

Детский аутизм процессуальный с преобладанием в клинической картине проявлений регресса. Процесс начинается аутохтонно с падения активности, нарастания индифферентности, угасания реакций на родных. Исчезают жизнерадостность, творчество в играх, появляется пресыщаемость в деятельности. Смена обстановки, новая игра, зрелища также не доставляют детям прежнего удовольствия. Попытки родителей привлечь их, разбудить в них интерес к окружающему кончаются неудачей. На смену оживлению вновь приходит безучастность. Постепенно становится заметной неустойчивость активности: вялость, безразличие на короткое время сменяются необычной для детей более высокой активностью, которая быстро снижается. Большую часть времени дети проводят в бездействии, лежа, сидя, устремив безразличный взгляд в пустоту, редко меняя положение, лишь иногда останавливая свое внимание на однообразных внешних явлениях. Им легче удерживать внимание на длительно не сменяющихся событиях, они заинтересовываются льющейся водой, дождем, снегом, сыпучими веществами. Иногда по собственному почину дети катают игрушечную машину туда и обратно, ритмично стуча ею или перекладывая из руки в руку. Постепенно круг их деятельности становится все более узким. Игры повторяются и приобретают характер стереотипии. Позднее выявляются более примитивные, ранее преодоленные движения и жесты: потряхивания кистями рук, подпрыгивания, кружения, покачивания, вытесняющие все другие целенаправленные действия.

Активный протест, недовольство и отказы также постепенно исчезают, сменяясь отрешением от всего. Дети перестают реагировать на просьбы, приказы, угрозы, наказания. Медленно и неуклонно у них исчезает интерес к общению с родными. Если в первые месяцы болезни они испытывают повышенную потребность в родительском внимании, не отпускают их от себя, то вскоре они как бы совсем перестают замечать присутствие и уход родителей. Эмоциональная реакция на сверстников угасает. Дети утрачивают способность сочувствовать чужой беде, сопереживать радость, не обращаются с просьбами, не отвечают на вопросы.

Речь упрощается, фразы укорачиваются. Изо дня в день ребенок повторяет одни и те же слова и выражения; появляются эхолалия, неологизмы. Личные местоимения (в первом лице по отношению к себе) заменяются местоимениями во втором и третьем лице, начинают использоваться безличные формы глаголов. В это же время меняются тембр и модуляции смеха, голоса, который становится то беззвучным, то неадекватно громким. Наступает переход к аутистической смазанной, шепотной, бормочущей речи. Развернутые фразы замещаются простыми междометиями и нечленораздельными звуками. Почти полностью утрачивается коммуникативное назначение речи. Одни дети перестают говорить, не произносят ни одного слова, кроме невнятных звукосочетаний, другие — при большой необходимости иногда пользуются однословными фразами, в которых отражаются их редкие желания.

Дети теряют навыки самообслуживания. Неряшливо едят, разучиваются пользоваться ложкой, пищу хватают руками, плохо ее пережевывают, глотают крупными кусками. У некоторых изменяется аппетит: они отказываются от каш, киселя, мяса, молока. Появляется безразличие к одежде. Пропадают навыки опрятности: дети перестают пользоваться горшком, мочатся и опорожняются в любом месте. Постепенно наступает полное отрешение от окружающего. Одни дети большую часть дня сидят или лежат, иногда бегают, «погруженные в себя», или все-таки играют своими руками, еще реже — игрушкой: вертят или просто держат ее в руках. Временами на несколько секунд останавливают свое внимание на окружающих предметах, мебели, которые попадают им в их поле зрения. Тогда они могут коснуться их кончиками пальцев. Одни при этом что-то бормочут, другие — остаются молчаливыми. Такое поведение однообразно повторяется изо дня в день. Перечисленные расстройства обычно формируются в течение 3—5 мес, редко дольше.

Читайте также:  Тонзилгон при боли в горле отзывы

В преобладающем числе наблюдений падение активности, проявления регресса выступали вне связи с внешними вредностями. Болезнь начиналась исподволь, манифестное состояние в этих случаях было почти неотделимо от развернутого и нажитого аутистического дефицитарного состояния из-за катастрофически быстро (в 3—6 мес) наступающего тотального регресса, которым по существу у детей исчерпывались все симптомы болезни.

Между 2 и 5 годами наступала относительная стабилизация состояния. Клиническую картину определяли расстройства контактов с родными и окружающими, бедность аффективных реакций, утрата речи и навыков, стереотипные движения регрессивного типа, тяжелый псевдоолигофренический дефект с аутистическим поведением.

Детский аутизм (процессуальный) с кататоно-регрессивными синдромами. Процесс начинается с отрешения, вялости, перемежающихся возбуждением, стремления к ходьбе, бегу. Окружающее детей не привлекает, на персонал, сверстников, игрушки они не обращают внимания. Их взгляд устремлен в пространство, временами как бы внутрь себя, оси глазных яблок то сведены к носу, то заведены вверх, что напоминает страбизм. На лице периодически появляются гримасы: дети кривят рот, вытягивают губы в хоботок, раздувают щеки, морщат лоб, поднимают брови, шевелят губами. Помимо постоянной ходьбы, дети совершают разные движения: потирают руку об руку, вытягивают пальцы рук и тут же сжимают их в кулак, закладывают один палец за другой, быстро выбрасывают все пальцы вперед; они могут сменять эти движения на супинирующие; резко выворачивают наружу ладони, вновь совершают перебирающие движения пальцами или потряхивающие движения кистями рук. Дети взмахивают руками, словно крыльями, закладывают вычурно руки за голову, за спину и тут же вращают кистями, периодически напрягают мышцы торса. Руки, согнутые в локтевых суставах, прижимают к туловищу, затем поворачивают руки вокруг оси так, что ладони резко выворачиваются наружу, а тыл кисти прижимается к бедрам.

Походка в период возбуждения у них особенная, манерная: шаг вприскочку сменяется обычным, который может сочетаться с неправильной постановкой туловища боком. Размеренный шаг перемежается ускоренным, при этом дети периодически совершают быстрые пробежки. Возможен шаг с опорой не на всю ступню, а лишь на ее внутренний или наружный край, ИЗ носки. Наблюдается припадание то на одну, то на другую ногу, и тогда походка напоминает походку прихрамывающего человека. Иногда дети ходят на резко распрямленных в коленных суставах ногах, словно с анкилозом коленных суставов, или чрезмерно сгибают йоги в коленях, стукая себя пятками по ягодицам. Нередко однообразно бегают по кругу или по прямой. Глаза при этом то щурят, то почти закрывают, то широко открывают.

Перечислить все виды движений детей невозможно. Всем им свойственны разболтанность, и одновременно скованность, чрезмерность, гротескность размаха, ограниченность его, несоизмеримый ритм и темп и нецеленаправленность, что создает причудливость и вычурность движений. У каждого больного движения носят только ему свойственный характер, налет индивидуальности. Это своеобразие движений каждый раз ставило наблюдателя в тупик и постоянно требовало исключения неврологических расстройств. Манерность, неожиданное исчезновение своеобразия и сменяемости двигательных форм всегда отличаются от похожих патологических неврологических симптомов органического происхождения.

Такое моторное возбуждение сопровождается в разной степени выраженным негативизмом. Движения обычно трудно прервать, ребенок активно уходит от всех, кто пытается подойти к нему, усадить или уложить его; просьбу совершить какое-либо другое движение оставляет без внимания. Если ребенка в таком состоянии взять за руку, то он старается вырваться, освободиться от прикосновения, обычно не глядя на человека, держащего его, и не выражая желания просьбами. Игрушки в это время ребенок отталкивает, вложенные насильно в руку тут же или через короткое время отбрасывает или просто роняет, разжимая пальцы рук. Усадить таких Детей можно только силой. Отпущенные, они тут же поднимаются и начинают ходьбу, бег, которые прерываются прыжками, потряхиванием кистями рук, перемежаются возникающим импульсивно смехом, слезами, гортанными выкриками.

Если мать брала такого ребенка на руки, то он все равно пытался освободиться. Протест обычно недлительный, истощающийся; ребенок затихал на руках у матери, оставаясь некоторое время пассивным, затем снова повторял прежние попытки высвободиться. Характерно, что дети ходят и прыгают в течение всего дня, затихая на очень короткие промежутки времени и не обнаруживая видимого утомления. Эти состояния обрываются беспричинно, тогда ребенок становится вялым, подолгу сидит или лежит в бездействии, принимая вычурные положения. Например, может подолгу стоять в кроватке на четвереньках или, резко согнув шею, плотно прижав подбородок к груди, упираясь в подушку затылком, сгибается в поясе. Иногда, согнувшись пополам в поясе, полустоит, привалясь боком к стене. Некоторые дети стоят на голове, другие свертываются калачиком, не принимая эмбрионального положения. Будучи подняты, дети стоят, совершая амбитендентные движения, топчась на месте или делая шаг вперед и тут же отстраняясь назад. На просьбу показать язык плотно сжимают губы, закрывают глаза. Временами произносят невнятные звуки, не открывая рта.

При проверке мышечного тонуса дети не застывают в приданных позах, а совершают отталкивающие движения и лишь после этого пассивно подчиняются персоналу. В отдельные периоды они бывают настолько пассивны, что полностью подчиняются всем манипуляциям, покорно следуют за матерью, будучи усажены, длительное время не меняют позы. При этом истинной восковой гибкости с оцепенением у детей до 3 лет почти не наблюдается. Отмечается гипотония, иногда сменяющая мышечный тонус. В это время дети, словно глухие, не реагируют на зов, стук, хлопки; иногда у них все же можно заметить реакцию в виде движения глаз или легкого поворота головы. Взора на человеке, обращающемся к ним, не останавливают, смотрят в пространство, поверх или активно отворачиваются.

В течение дня у детей возникают стремления совершить направленное движение: они тянут руку к хлебу, игрушке. Нередко на полпути, не завершив движения, отводят руку назад, иногда повторяют несколько раз правильное и обратное действие. Если совершают правильное действие, то часто в ускоренном темпе, порывисто, угловато, но иногда по собственному желанию могут совершить сложное движение. Явных эмоциональных реакций у детей не бывает, кроме недовольства и протестности, ухода от всех. Попытки завязать с ними игру не вызывают у них ответных желаний, а только стремление уйти. Кормление и уход за ними воспринимают с протестом. В лице нет выражения заинтересованности, внимания, преобладает маскообразность.

Сон прерывистый, дети просыпаются под утро или в середине ночи и подолгу лежат без сна. Иногда в ночное время стремятся выбраться из кровати и ходить безостановочно по комнате. Эти состояния моторного возбуждения и аспонтанности перемежаются с более спокойными состояниями.

Кататонические состояния нередко сочетаются с расстройствами регрессивного типа. При дальнейшем развитии болезни моторные расстройства носят характер резидуальных стереотипных движений.

Выход из психотического состояния постепенный. Лишь на отдаленных этапах развития болезни моторное возбуждение у больных сменялось менее выраженными фазными колебаниями активности. Вначале на короткое, а затем на все более продолжительное время больные дети как бы «оживали». Возникал мимолетный интерес к родителям, игрушкам, постепенно возвращалась способность на секунды сосредоточиваться на простейших действиях и обращенной речи, восстанавливались реакции на голод и дискомфорт. Прежде всего дети начинали сами искать пищу, затем прибегали к жестикуляции, а позднее наступал прорыв мутизма и дети выражали желание в словесной форме. Первое слово обычно произносилось ими в условиях эмоционального напряжения, трудного выбора, во время психотерапевтической работы с ними. Но еще долго они испытывали затруднения в начале речи. Часто можно было наблюдать, как ребенок шептал, приоткрывал рот, шевелил языком, гримасничал, а слов не произносил. Постепенно накапливались слова, которыми дети пользовались более свободно. При этом, как и в начале при становлении мутизма, снова колебались темп речи, громкость произношения звуков, обнаруживались неустойчивые интонации и необычные ударения в словах, усвоенных до болезни, в первые годы жизни, и по возвращении этих слов дети произносили звуки лепетно, косноязычно, а в недавно выученных словах те же звуки произносили правильно. На многие годы тембр голоса сохранял оттенок «деревянности», смех оставался плохо модулированным, чрезмерно громким, высоким и монотонным. Восстанавливалась игра пальцами рук и частями тела. Моторное развитие больных задерживалось.

Сохранялась аутистическая отрешенность. Интерес к общению со сверстниками не восстанавливался.

На протяжении следующих лет наблюдалось однообразное малоизменчивое состояние. Дети нуждались в уходе и надзоре. В привычной домашней обстановке они почти не обращали внимания на окружающих, не откликались на свое имя, их не удавалось вовлечь в игру или другие занятия. Предоставленные сами себе, они пребывали в собственном мире, почти ничем не занимались.

Обычно они знали распорядок дня, при подаче пищи стремились к столу. Ели неряшливо. Аппетит у одних был извращен, снижен, у других — повышен. В периоде стабилизации болезни сон был достаточен. Одни дети пассивно подчинялись, другие — нередко противились смене привычного им ритма жизни. Таким монотонным отрешенно аутистическим состояние оставалось на протяжении многих последующих лет и было похоже на детский аутизм эволютивно-процессуального характера (типа синдрома Каннера).

После второго возрастного криза, который протекал по срокам позднее, чем в норме, т. е. между 8 и 9 годами, в некоторых случаях намечалось незначительное улучшение. У одних больных появлялась эхолалическая, подражательная речь, у других — способность напевать мотивы песен или воспроизводить слова песен, стихов. Коммуникативность речи у многих не восстанавливалась. У некоторых больных и на этом этапе периодически вновь возникали позитивные расстройства, кататоническое возбуждение с импульсивностью, вычурностью движений, амбивалентностью и негативизмом, или состояния страха, безотчетной тревоги, стертых колебаний активности, пассивность сменялись гиперкинезией с оживлением агрессивных влечений, стереотипных манеризмов в кистях рук. В периоды ухудшения больные дети нуждались в помещении их в отделения для лиц с хроническими поражениями ЦНС.

Ссылка на основную публикацию
У ребенка синяки на руках
Дети из-за повышенной активности и недостаточного развития вестибулярного аппарата часто падают, в результате чего у них на теле возникают синяки....
У ребенка пятна перед глазами
Мушки в глазах - это маленькие точки в поле зрения. Их видно, когда смотришь на яркий объект: белую бумагу или...
У ребенка разного размера зрачки в 4 месяца
Зрачок человека – это особая структура глаза, которая сформирована роговицей и мышцами глазного яблока. По сути, это просто отверстие в...
У ребенка слезает кожа на ступнях ног
Такая проблема знакома родителям детей разного возраста. Шелушение и отслаивающиеся кусочки кожи выглядят некрасиво и пугающе. Если увлажнение кремом не...
Adblock detector