Угловая извилина мозга

Угловая извилина мозга

Угловая извилина является областью мозга , лежащим в основном в передне области теменной доли , которая находится вблизи верхнего край в височной доле , а сразу за верхнюю маргинальную извилину . Его значение заключается в передаче визуальной информации в область Вернике , чтобы придать смысл визуально воспринимаемым словам. Он также участвует в ряде процессов, связанных с языком, обработкой чисел и пространственным познанием , восстановлением памяти, вниманием и теорией разума . Это область 39 Бродмана человеческого мозга.

Содержание

  • 1 Анатомия
  • 2 Функция
    • 2.1 Язык
    • 2.2 Арифметика и пространственное познание
    • 2.3 Внимание
    • 2.4 Другие функции
      • 2.4.1 Режим сети по умолчанию
      • 2.4.2 Осведомленность
      • 2.4.3 Извлечение памяти
      • 2.4.4 Вне тела
  • 3 Клиническое значение
  • 4 Дополнительные изображения
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Анатомия

Левая и правая угловые извилины соединены дорсальной звездочкой и перешейком мозолистого тела . Обе извилины лежат между четырьмя долями.

Подключения к угловой извилине

Подключено к Через
ипсилатеральные лобные и каудаллатеральные префронтальные и нижние лобные области верхний продольный пучок .
хвостатый нижний затылочно-лобный пучок
парагиппокампальная извилина и гиппокамп нижний продольный пучок
предклинье и верхняя лобная извилина затылочно-лобный пучок ,
супрамаргинальная извилина местная дугообразная форма

Функция

Угловая извилина — это часть мозга, связанная со сложными языковыми функциями (т.е. чтением, письмом и интерпретацией написанного). Поражение этой части мозга проявляется симптомами синдрома Герстмана: эффекты включают агнозию пальцев, алексию (неспособность читать), акалькулию (неспособность использовать арифметические операции), аграфию (неспособность копировать) и спутанность сознания слева направо.

Гешвинд предложил переводить письменное слово во внутренний монолог через угловую извилину.

В.С. Рамачандран и Эдвард Хаббард опубликовали в 2003 году статью, в которой высказали предположение, что угловая извилина по крайней мере частично отвечает за понимание метафор . Они заявили:

Могут быть неврологические расстройства, нарушающие метафору и синестезию. Это не изучалось подробно, но мы наблюдали нарушения в эффекте Бубы / Кики (Ramachandran & Hubbard, 2001a), а также в пословицах у пациентов с поражением угловой извилины. Было бы интересно посмотреть, есть ли у них недостатки в других типах синестетических метафор, например, «острый сыр» или «громкая рубашка». Есть также намеки на то, что пациенты с поражением правого полушария не умеют метафоры. Возможно, их недостатки в основном связаны с пространственными метафорами, такими как «Он ушел с поста директора».

Тот факт, что угловая извилина пропорционально намного больше у гоминидов, чем у других приматов, и ее стратегическое расположение на перекрестке областей, специализирующихся на обработке осязания, слуха и зрения, заставляет Рамачандрана полагать, что она имеет решающее значение как для концептуальных метафор, так и для пересечения модальные абстракции в более общем смысле. Однако недавние исследования ставят под сомнение эту теорию.

Исследование Криш Сатиана (Университет Эмори) с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) предполагает, что угловая извилина не играет роли в создании концептуальных метафор. Сатиан предполагает, что концептуальные метафоры активируют избирательную по текстуре соматосенсорную кору в париетальной крышке.

Браунсетт и Уайз подчеркивают роль левой угловой извилины как в устной, так и в письменной речи.

Арифметика и пространственное познание

С 1919 года известно, что травмы головного мозга угловой извилины часто вызывают арифметические нарушения. Функциональная визуализация показала, что в то время как другие части теменной доли с обеих сторон участвуют в приблизительных вычислениях из-за ее связи с пространственно-визуальными возможностями, левая угловая извилина вместе с левой нижней лобной извилиной участвуют в точных вычислениях благодаря вербальному арифметическому извлечению фактов. Когда активация в левой угловой извилине больше, арифметические навыки человека также более компетентны.

Внимание

Прямоугольная извилина была связана с пространственно-визуальным вниманием к основным особенностям. Он может привлекать внимание, используя восходящую стратегию, которая опирается на способность области обращать внимание на восстановленные воспоминания. Например, угловая извилина играет решающую роль в различении левого и правого, объединяя концептуальное понимание языкового термина «левый» или «правый» с его расположением в пространстве. Кроме того, угловая извилина была связана с ориентированием в трехмерном пространстве не потому, что она интерпретирует пространство, а потому, что она может управлять перемещением внимания в пространстве.

Прочие функции

Сеть по умолчанию

Угловая извилина является частью сети режима по умолчанию , сети областей мозга, активируемых во время мультимодальных действий, которые не зависят от внешних стимулов.

Осведомленность

Угловая извилина по-разному реагирует на намеренное и косвенное движение. Это говорит о том, что угловая извилина отслеживает предполагаемые движения человека и использует добавленную информацию для вычислений иначе, чем для последовательных движений. Регистрируя несоответствие, угловая извилина поддерживает осведомленность о себе.

Извлечение памяти

Активация угловой извилины показывает, что она не только опосредует извлечение из памяти, но также отмечает противоречия между тем, что ожидается от извлечения, и тем, что является необычным. Угловая извилина может получить доступ как к содержанию, так и к эпизодическим воспоминаниям и полезна для вывода из них намерений человеческих персонажей. Кроме того, угловая извилина может использовать стратегию обратной связи, чтобы определить, является ли извлечение ожидаемым или необычным.

Читайте также:  Трава от пьянки

Вне тела

Недавние эксперименты продемонстрировали возможность того, что стимуляция прямой угловой извилины является причиной внетелесных переживаний . Стимуляция левой угловой извилины в одном эксперименте заставила женщину заметить призрачного человека, скрывающегося за ней. Темная фигура на самом деле воспринимается как двойник самого себя. Другой такой эксперимент дал испытуемому ощущение, что он находится на потолке. Это объясняется несоответствием фактического положения тела и предполагаемого расположения тела разумом.

Клиническое значение

Повреждение угловой извилины проявляется синдромом Герстмана . Повреждение может нарушить одну или несколько из следующих функций.

  1. Дисграфия / аграфия: дефицит способности писать
  2. Дискалькулия / акалькулия: трудности с изучением или пониманием математики
  3. Пальцевая агнозия : невозможность различения пальцев на руке
  4. Дезориентация влево-вправо

Дополнительные изображения

Положение угловой извилины (показано красным).

Боковая поверхность левого полушария головного мозга, вид сверху. Оранжевым цветом показана угловая извилина.

Боковая поверхность левого полушария головного мозга, вид сбоку. Оранжевым цветом показана угловая извилина.

Вид сбоку человеческого мозга, обозначены основные извилины.

МОСКВА, 15 окт — РИА Новости. Обучение умению читать и писать изменяет структуру мозга, увеличивая плотность серого и белого вещества в некоторых его отделах, уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Nature.

Ученые установили функцию угловой извилины мозга, давно ассоциировавшейся специалистами с грамотностью, которая, как оказалось, состоит в предугадывании следующей буквы или слова по мере прочтения или написания того или иного слова или выражения.

Мануел Каррерас (Manuel Carreiras) из Баскского центра по изучению сознания, мозга и языка и его коллеги из Колумбии и Великобритании сумели впервые изучить эффект, который оказывает грамотность на человеческий мозг, проведя свое исследование на группе колумбийских партизан, обучившихся грамоте только по достижении зрелого возраста. До сих пор ученые не могли выявить области мозга, отвечающие за умение читать и писать, так как большая часть людей уже обладает этими навыками в зрелом возрасте, а дети для целей исследования не подходят, так как кроме грамоты они одновременно обучаются сразу многим умениям.

«Работа с бывшими колумбийскими партизанами дала нам уникальную возможность увидеть развивитие мозга по мере того, как люди учатся читать», — сказала одна из соавторов публикации Кэти Прайс (Cathy Price), профессор Университетского колледжа в Лондоне, слова которой приводит пресс-служба благотворительного фонда «Вэлкам Траст», финансирующего исследования, направленные на улучшение здоровья людей и животных.

В своей работе ученые сравнили томограммы головного мозга, сделанные с помощью метода функциональной магнеторезонансной томографии, у 20 бывших партизан, прошедших курс обучения грамоте и 26 партизан, которым освоить грамоту еще только предстояло. Таким образом ученые обнаружили области мозга, вовлеченные в процесс чтения.

Области, отвечающие за грамотность, оказались сконцентрированы в нескольких областях левого полушария мозга. Плотность серого вещества, отвечающего за «обработку» информации, оказалась увеличенной после обучения чтению в областях, уже выявленных учеными прежде как области, отвечающие за распознавание букв, их преобразование в звуки и осмысленные слова и фразы. Кроме того, ученые обнаружили, что плотность белого вещества, отвечающего за связь между этими долями, тоже возрастает по мере обучения грамоте.

Особенно сильно увеличились «контакты», приходящие и исходящие из угловой извилины. В течение 150 лет ученые знали, что эта область мозга каким-то образом связана с грамотностью, однако установить ее точную функцию за полтора века никто не смог.

«Традиционно мы полагали, что угловая извилина помогает преобразовывать буквы в осмысленные слова, однако в реальности этот отдел мозга помогает человеку предугадать, какой будет следующая буква в словаре, примерно так, как это делает функция автонабора слова в sms-сообщениях в сотовых телефонах», — добавила Прайс.

Это исследование поможет ученым разобраться с причинами дислексии — нарушения в работе мозга, мешающего людям научиться читать. Теперь ученые знают, что некоторое уменьшение объема отделов мозга при дислексии является её следствием, а не причиной.

Кора состоит из многочисленных борозд и извилин, благодаря которым поверхность коры значительно увеличивается. Они имеют индивидуальные различия не только у разных людей, но и в двух полушариях одного и того же человека. Глубокие, постоянные борозды делят полушария на большие участки – доли, состоящие из долек и извилин. Долей всего шесть: лобная, теменная, височная, затылочная, краевая и островок (см. рис. 11.4).

Различают самые глубокие первичные борозды, которые делят полушария на доли. Боковая борозда (Сильвиева) отделяет лобную долю от височной, центральная борозда (Роландова) – лобную от теменной. Теменно-затылочная борозда располагается на медиальной поверхности полушария и разделяет теменную и затылочную доли, на верхнелатеральной поверхности явная граница между этими долями отсутствует. На медиальной поверхности полушария располагаются поясная, коллатеральная и обонятельные борозды. Поясная борозда идет параллельно мозолистому телу, отделяя лобную и теменную доли от поясной извилины. Коллатеральная борозда разграничивает на нижней поверхности полушария височную, краевую и затылочную доли. В передней части нижней поверхности полушария расположена обонятельная борозда с обонятельной луковицей, которая продолжается в обонятельный тракт.

Читайте также:  Стало сильно укачивать в транспорте

В глубине боковой борозды располагается островковая доля. Она окружена с трех сторон круговой бороздой, ее поверхность изрезана бороздами и извилинами. Функционально эта доля связана с обонятельным мозгом.

Вторичные борозды менее глубокие, они делят доли на извилины и располагаются снаружи от одноименных извилин. Третичные (безымянные) борозды придают извилинам индивидуальную форму, увеличивают площадь их коры.

В лобной доле параллельно центральной борозде располагается предцентральная борозда. От нее в продольном направлении отходят верхняя и нижняя фронтальные борозды, которые делят долю на одну вертикальную и три горизонтальные извилины. Вертикальная извилина расположена между центральной и предцентральной бороздами и называется предцентральной извилиной, в ней находится ядро двигательного анализатора. От пятого слоя коры этой извилины начинается корковый нисходящий путь. Горизонтальные извилины называются верхней, средней и нижней лобными извилинами. В средней извилине располагается центр письма – двигательный анализатор письменной речи, ядро которого окончательно формируется к 7 годам, а также центр сочетанного поворота головы и глаз в одну сторону. В нижней извилине локализован моторный центр речи (артикуляции) – центр Брокка, имеющий двустороннюю закладку в эмбриогенезе и развивающийся у правшей слева, а у левшей – справа. Ядро двигательного анализатора устной речи дифференцируется к 3 годам.

Теменная доля между центральной и постцентральной бороздами содержит постцентральную извилину, которая является центром осязания, болевой и температурной чувствительности. Перпендикулярно постцентральной извилине идет межтеменная борозда, разделяющая заднюю часть теменной доли на верхнюю и нижнюю теменные дольки. В верхней находится центр стереогнозиса (узнавания предметов на ощупь). В нижней теменной дольке видна надкраевая извилина, в которую упирается латеральная извилина. Надкраевая извилина является центром праксиса (целенаправленных действий, лежащих в основе формирования навыков различных видов деятельности). Ниже надкраевой лежит угловая извилина, где находится зрительный анализатор письменной речи (центр чтения), ядро которого формируется к 7-летнему возрасту. Два последних центра имеют двустороннюю закладку в эмбриогенезе, в дальнейшем развиваются у правшей слева, а у левшей – справа.

Височная доля имеет две продольные – верхнюю и нижнюю височные – борозды, которые делят ее на три продольные извилины – верхнюю, среднюю и нижнюю. Все они параллельны латеральной борозде. В задней части верхней височной извилины выделяют сенсорный центр речи – центр Вернике. В среднем ее отделе располагается ядро слухового анализатора. У новорожденного оно подготовлено к восприятию различной звуковой стимуляции, но наиболее избирательно – к восприятию звуков человеческой речи. По мере развития речи корковый центр слуха быстро усложняется. В самой медиальной части располагается гиппокампальная извилина. Передний ее отдел представлен крючком, и здесь располагается центр обоняния и вкуса.

Затылочная доля имеет изменчивые и непостоянные борозды. На ее медиальной поверхности выделяется глубокая постоянная шпорная борозда, расположенная горизонтально и идущая от затылочного полюса до теменно-затылочной борозды. Между шпорной и затылочно-теменной бороздами находится треугольная извилина (клип) и язычная извилина – центр зрительного анализатора, ядро которого у новорожденного по своему клеточному составу сходно с ядром взрослых. Под влиянием внешних факторов происходит его дальнейшее усложнение.

Островок имеет форму треугольника, верхушка которого обращена вперед и вниз. Он находится в латеральной борозде и со всех сторон ограничен глубокой круговой бороздой, поверхность его покрыта короткими извилинами.

Краевая доля располагается на медиальной поверхности полушарий и включает в себя поясную и парагиппокампальную извилину. Поясная извилина начинается внизу бороздой мозолистого тела, а сверху – поясной бороздой, которая отделяет ее от лобной и теменной долей. Она активно участвует в формировании межполушарных связей и интегративной обработке информации путем передачи ее из одного полушария в другое. Парагиппокампальная извилина ограничивается сверху гиппокампальной бороздой, а снизу коллатеральной, отделяющей ее от височной доли. Передний конец парагиппокампальной извилины образует крючок, охватывая передний конец гиппокампальной борозды.

На внутренней поверхности коры выделяют ряд образований, которые относятся к лимбической системе. Эта система регулирует работу внутренних органов, эндокринных желез и обеспечивает эмоциональные реакции.

Лимбическая система (от лат. limbus – кромка, кайма) – область, расположенная между корой больших полушарий и продолговатым мозгом и как бы окаймляющая его (рис. 11.9). Состоит она из различных анатомически и функционально связанных образований головного мозга: ядер нервных клеток, располагающихся в передней области таламуса, гипоталамуса, миндалевидного ядра и гиппокампа, находящегося по соседству с миндалевидным ядром. К ней относят также обонятельную луковицу и поясную, гиппокампальную и зубчатую извилины. Они образуют кольцо над мозолистым телом.

Рис. 11.9. Лимбическая система

Основная функция лимбической системы – способность быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды, быстро и адекватно реагировать на опасность. Главное место в этой приспособительной деятельности принадлежит эмоциям, биологический смысл которых как раз и заключается в быстрой оценке текущих потребностей организма и стимуляции соответствующего ответа на действие того или иного раздражителя. Кроме того, лимбическая система (в основном гиппокамп) принимает активное участие в сложнейших процессах, лежащих в основе памяти, преимущественно кратковременной.

Читайте также:  У ребенка 4 года большой живот

Конечным мозгом называют отдел головного мозга, включающий правое и левое полушария, поверхность которых выстлана корой, мозолистое и полосатое тело, обонятельный мозг. Конечный мозг характеризуется наибольшим объемом в сравнении с остальными отделами, массой, превышающей 80% от этих отделов в целом, и накрывает их.

В структуре полушарий большого мозга выделяют плащ, базальные ядра, обонятельный мозг. Боковыми (правым и левым) желудочками, располагающимися соответственно полушарию, образована полость конечного мозга. Разграничение полушарий обеспечивается продольной щелью, а соединяются они посредством мозолистого тела, спаек.

Структура мозолистого тела представлена поперечными волокнами, участвующими в формировании лучистости мозолистого тела, затылочных и лобных щипцов путем соединения соответствующих участков долей.

В образовании коры принимает участие серое вещество с толщиной 2-5 мм. Оно покрывает внешнюю часть полушарий, неровности на поверхности которых сформированы бороздами и извилинами определенной глубины. Такой тип строения способствует возрастанию конечной площади коры (основную часть скрывают в себе борозды и извилины), усредненный показатель которой – 2000-2500 кв. см.

Кора включает нервные и глиальные клетки: первых – примерно 14 млрд., вторых – около 140 млрд. Деятельность глиальных клеток направлена на обеспечение вспомогательных нервным клеткам функций: опорной, защитной, трофической.

Виды коры полушарий:

  • неокортекс – мозговое образование, появившееся позже других, которое составляет 95,9% от общей площади;
  • архиокортекс (амоновый рог, гиппокамп) – старая кора, зона расположения которой – височная доля;
  • палеокортекс – древняя кора, находится вблизи обонятельных луковиц;
  • мезокортекс – соприкасающиеся с палеокортексом участки небольшого размера.

Компонентом ЦНС является и белое вещество, представленное многочисленными волокнами 3х групп:

  • проекционными – эфферентные и афферентные волокна, обеспечивающие взаимосвязь проекционных центров и ядер (базальных, спинномозговых, стволовых);
  • ассоциативными – соединяют корковые зоны в полушарии, бывают короткими и длинными;
  • комиссуральными – волокна, за счет которых выстраивается связь между корковыми зонами, принадлежащими противоположным полушариям.

Доли конечного мозга

Выделение долей обусловлено разграничением полушарий, которое обеспечивают первичные борозды. Благодаря вторичным бороздам путем дробления каждой доли происходит формирование извилин. Третичными бороздами извилины делятся на зоны.

Конечный мозг делится на 6 частей: лобная, теменная, височная, затылочная, лимбическая доли и островок. Центральной бороздой друг от друга отделены лобная и теменная доли, теменную и височную разграничивает латеральная (боковая), теменную и затылочную — теменно-затылочная.

Лобная доля формируется:

  • бороздами: преднецентральной, нижней лобной (орбитальная, триангулярная, оперкулярная зоны) и верхней лобной, восходящей ветвью горизонтальной передней, глазничной и обонятельной (расположены в нижней части рассматриваемой доли);
  • извилинами: лобной центральной, участком поясной, прямой (находится в области медиального конца и обонятельной борозды).

Переднецентральной извилиной обрабатывается информация проприоцептивного типа (мышечная, суставная). Благодаря ей возможна осознанная двигательная регуляция. При повреждении этого участка конечного мозга противоположную часть тела парализует.

Лобная средняя извилина, зона задней трети, – место расположения ассоциативного центра письменных знаков. В переднем отделе этой извилины контролируется совместный поворот глазных яблок с головой.

Лобная нижняя извилина (треть задней части) – область речедвигательного центра.

Медиальная лобная извилина, лобный полюс регулируют эмоциогенные участки, которые включены в лимбическую систему, контролируют психоэмоциональный фон.

Теменная доля состоит из постцентральной извилины, постцентральной и теменной борозд, теменных долек (верхней и нижней).

В теменных корковых зонах отмечается наличие таких центров:

  • постцентральная извилина – характеризуется содержанием проекционного центра, контролирующего общую чувствительность;
  • внутритеменная борозда (крайняя зона) – здесь располагается центр соматических проекций тела;
  • верхняя теменная долька – кожный анализатор тактильного определения объектов;
  • надкраевая извилина – центр, где обрабатываются целенаправленные обыденные (заученные) движения;
  • угловая извилина – центр зрительного анализа и обработки письма.

Латеральная сторона височной доли характеризуется пролеганием двух борозд (нижней и верхней). Боковая борозда, а также вышеуказанные борозды обеспечивают ограничение извилин. Низ и задняя поверхность височного отдела головного мозга не разделены четко обозначенными границами. Язычная извилина располагается вблизи затылочно-височной. В верхней части ее ограничивает коллатеральная борозда, сбоку – височно-затылочная.

Верхняя извилина (верх средней части) содержит слуховой анализатор, в задней трети располагается зона слухового распознавания речи. Если этот участок поврежден, произнесенные фразы звучат как шум.

Вестибулярный анализатор содержится в нижней и средней части извилин.

В островке протекает анализ вкусовой и обонятельной информации. Область расположения этой доли – боковая борозда, граница – круговая.

Боковая поверхность затылочной доли характеризуется расположением поперечной затылочной борозды. Центральная часть представлена клином, который на переднем участке ограничивает теменно-затылочная борозда, а с противоположной стороны – шпорная борозда; язычной извилиной, чья верхняя граница – шпорная борозда, нижняя – коллатеральная борозда.

В затылочной доле расположены 2 зрительных центра: проекционный и ассоциативный.

Лимбическая доля занимает центральную поверхность полушарий.

Ссылка на основную публикацию
Углевая маска для лица
На нашей коже уютно расположилось гигантское количество пор – выводных протоков сальных желез. Как только они забиваются пылью, грязью и...
Увлажняющий крем для атопической кожи ребенка
Cерия с алтеем для самых чувствительных 100% натуральная дерматологическая серия Weleda с алтеем – это настоящее облегчение малышу и подарок...
Увлажняющий крем для лица после 40
Можно ли сохранить нежность и красоту кожи? Обзор лучших кремов для лица после 40 лет. Лучший крем после 40 лет...
Углеводная диета при сахарном диабете
У вас сахарный диабет 2 типа или повышен риск его развития? Вы беспокоитесь о своем уровне глюкозы в крови? Или...
Adblock detector